Починки — по сохе поминки.; В этот день с ранней зари, всей семьей,
шли в сараи работать: занимались починкой летней сбруи. Недаром
говорится: «Готовь телегу зимой, а сани летом».
Дед встает чуть свет — чинит сбрую летнюю да борону столетнюю.
Варили саламат (мучную кашу) в знак предстоящей страды. Наступило время
ремонта и подготовки к весне полевого инвентаря. Чтобы домовой не
баловал, пока хозяева сбрую починяют, к лошади привязывали кнут,рукавицы
и онучи: домовой их за хозяина примет и лошадь не тронет. В ночь после
Сретения (на 16 февраля) принято было усмирять домового. Существует
поверье, что если почему-либо домовой, который живет во всяком
порядочном доме, чем-то недоволен, он может в эту ночь «заездить коня».
Но даже не имеющим коня советовали заранее умилостивить домового и
выставить после ужина горшок каши.
В полночь домовой обычно вылезает из-под печки и ужинает. В
старину специально для усмирения домового призывали даже знахаря. После
этого можно было не бояться домового. Если же его не усмирить, «он из
доброго обернется в лихого». Тогда «все во дворе и в доме пойдет
наперекосяк, люди и животные будут болеть». Домовой издавна оберегал
покой в доме и мог позволить пошалить только себе самому. Именно
домового считали истинным хозяином дома. По народному поверью, домовой
прятался под веником, поэтому принято было при переезде в новый дом
приносить старый веник. На Федорин день даже запрещалось подметать пол:
считали, что в этот день домовой сидит под веником и хозяйка случайно
может вымести его вместе с сором. А обидеть домового люди боялись, иначе
он мог начать вредить и безобразничать. Домовой хорошему хозяину
помощник, а никак не враг, а иначе для чего бы Домового в новый дом из
старого переносили в совочке с углем от старой печи. Домовой – оберег
для дома и никак не нечистая сила!