Во времена моего детства, когда каждая уважающая себя школа проводила
предновогодние утренники (для младших классов) и "дискотеки" (для
старших), непременной деталью этих действ были представления
приглашенных артистов - иногда профессиональных, из местного драмтеатра,
иногда любителей - мам, пап, учителей.
Баба-Яга. Богиня, женщина-змея, сказочная колдунья
Во времена моего детства, когда каждая уважающая себя школа проводила
предновогодние утренники (для младших классов) и "дискотеки" (для
старших), непременной деталью этих действ были представления
приглашенных артистов - иногда профессиональных, из местного драмтеатра,
иногда любителей - мам, пап, учителей. И таким же непременным был
состав участников - Дед Мороз, Снегурочка, лесная живность (белки, зайцы
и т. д.), иногда - пираты, бременские музыканты и черти с кикиморами.
Но главным злодеем была Баба-Яга. В каких только интерпретациях не
представала она перед изумленной публикой - и горбатая старуха, и
женщина средних лет с ярким макияжем - что-то среднее между
цыганкой-гадалкой и ведьмой, и сексапильное юное создание в платьице из
заплат и обворожительными лохмами на голове. Неизменна была лишь ее суть
- как можно больше напакостить "добрым персонажам" - не пустить на
елку, отобрать подарки, превратить в старый пень - список не ограничен.
А кто такая эта Баба-Яга на самом деле? Фольклорный элемент? Плод
народного воображения? Реальный персонаж? Выдумка детских писателей?
Попробуем выяснить происхождение самого коварного сказочного персонажа
нашего детства.
Славянская мифология
Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) - древнейший персонаж
славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со
змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души
почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает
древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с
Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками
славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней
порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице - это
бесспорные следы матриархата.
Костяная нога была змеиным хвостом?
Особое внимание привлекает костеногость, одноногость бабы-яги,
связываемая с ее некогда звероподобным или змееподобным обликом: «Культ
змей как существ, сопричастных к стране мертвых, начинается,
по-видимому, уже в палеолите. В палеолите известны изображения змей,
олицетворяющих преисподнюю. К этой эпохе относится возникновение образа
смешанной природы: верхняя часть фигуры от человека, нижняя от змеи или,
может быть, червя».
По мнению К. Д. Лаушкина, считающего бабу-ягу богиней смерти, одноногие
существа в мифологиях многих народов так или иначе связаны с образом
змеи (возможное развитие представлений о подобных существах: змея —
человек со змеиным хвостом — одноногий человек — хромой и т. п.).
В. Я. Пропп отмечает, что «Яга, как правило, не ходит, а летает, подобно
мифическому змею, дракону». «Как известно, общерусское „змея" не
является исконным названием этого пресмыкающегося, а возникло как табу
по связи со словом „земля" — „ползающая по земле"», — пишет О. А.
Черепанова, высказывая предположение, что исконным, не установленным
пока названием змеи могло быть яга.
Один из возможных отголосков давних представлений о таком змееподобном
божестве — прослеживаемый в верованиях крестьян ряда губерний России
образ огромной лесной (белой) или полевой змеи, которая властна над
скотом, может наделить всеведением и т. п.
Костяная нога - связь со смертью?
По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой
она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы
питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.
Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под
обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В
этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных
ведьмах.
Но все-таки Баба-Яга - существо более опасное, обладающее куда большей
силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу,
который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как
граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена
частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках
Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».
Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она принадлежит сразу
двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные
возможности.
Сказки
В волшебных сказках она действует в трех воплощениях.
Яга-богатырша обладает мечом-кладенцом и на равных бьется с богатырями.
Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу
родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в
чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и
взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну.
И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню,
вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или
богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и
т.д.
Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в
железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то
понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А
чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за
нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей
лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в
которых уживается и угроза, и мудрость.
Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается
лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами,
тайными знаниями.
Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в
загадках. В одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир
кормит, себя голодом морит». Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в
крестьянском обиходе орудии труда.
Такую же огромную роль в жизни сказочного героя играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга.
Версия Владимира Даля
"ЯГА или яга-баба, баба-яга, ягая и ягавая или ягишна и ягинична, род
ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи. Стоит яга, во лбу
рога (печной столб с воронцами)? Баба-яга, костяная нога, в ступе едет,
пестом упирает, помелом след заметает. Кости у нее местами выходят
наружу из-под тела; сосцы висят ниже пояса; она ездит за человечьим
мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом
этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто
видит ягу, становится нем. Ягишною зовут злую, бранчивую бабу".
"Баба-яга или Яга-баба, сказочное страшилище, болыпуха над ведьмами,
подручница сатаны. Баба-яга костяная нога: в ступе едет, пестом погоняет
(упирается), помелом след заметает. Она простоволоса и в одной рубахе
без опояски: то и другое — верх бесчиния".
Баба-Яга у других народов
Бабу-ягу (польскую Ендзу, чешскую Ежибабу) принято считать страшилищем,
верить в которое пристало лишь малым детям. Но еще полтора века назад в
Белоруссии в нее — страшную богиню смерти, губящую тела и души людей,—
верили и взрослые. И богиня эта — одна из древнейших.
Этнографы установили ее связь с первобытным обрядом инициации,
справлявшимся еще в палеолите и известным у самых отсталых народов мира
(австралийцев).
Для посвящения в полноправные члены племени подростки должны были пройти
особые, порой тяжелые, обряды — испытания. Исполнялись они в пещере или
в глухом лесу, близ одинокой хижины, и распоряжалась ими старая женщина
— жрица. Самое страшное испытание состояло в инсценировке «пожирания»
испытуемых чудовищем и их последующего «воскресения». Во всяком случае,
они должны были «умереть», побывать в потустороннем мире и
«воскреснуть».
Все вокруг нее дышит смертью и ужасом. Засовом в ее избе служит
человеческая нога, запорами — руки, замком — зубастая пасть. Тын у нее —
из костей, а на них — черепа с пылающими глазницами. Она жарит и ест
людей, особенно детей, при этом печь лижет языком, а угли выгребает
ногами. Изба ее покрыта блином, подперта пирогом, но это — символы не
изобилия, а смерти (поминальная еда).
По белорусским поверьям, Яга летает в железной ступе с огненной метлой.
Где она несется — бушует ветер, стонет земля, воют звери, прячется скот.
Яга — могущественная колдунья. Служат ей, как и ведьмам, черти, вороны,
черные коты, змеи, жабы. Она оборачивается змеей, кобылой, деревом,
вихрем и т.д.; не может лишь одного — принять сколько-нибудь нормальный
человеческий облик.
Обитает Яга в глухом лесу или подземном мире. Она и есть хозяйка
подземного ада: «Ты хочешь идти в пекло? Я — Ежи-ба-ба»,— говорит Яга в
словацкой сказке. Лес для земледельца (в отличие от охотника) — недоброе
место, полное всякой нечисти, тот же потусторонний мир, а знаменитая
избушка на курьих ножках — как бы проходная в этот мир, потому и нельзя в
нее войти, пока он не повернется к лесу задом.
С Ягой-вахтершей трудно справиться. Героев сказки она избивает,
связывает, вырезает ремни из спин, и только самый сильный и храбрый
герой одолевает ее и спускается в преисподнюю. При этом всем Яга имеет
черты повелительницы Вселенной и выглядит какой-то жуткой пародией на
Мать Мира.
Яга — тоже богиня-мать: у нее три сына (змеи или великаны) и 3 или 12
дочерей. Возможно, она и есть поминаемая в ругательствах чертова мать
или бабушка. Она — домовитая хозяйка, ее атрибуты (ступа, метла, пест) —
орудия женского труда. Яге служат три всадника — черный (ночь), белый
(день) и красный (солнце), ежедневно проезжающие через ее «проходную». С
помощью мертвой головы она повелевает дождем.
Яга — богиня общеиндоевропейская.
У греков ей соответствует Геката — страшная трехликая богиня ночи, колдовства, смерти и охоты.
У германцев — Перхта, Хольда (Хель, Фрау Халлу).
У индийцев — не менее жуткая Кали.
Перхта-Хольда обитает под землей (в колодцах), повелевает дождем, снегом
и вообще погодой и носится, подобно Яге или Гекате, во главе толпы
призраков и ведьм. У немцев Перхту заимствовали их славянские соседи —
чехи и словенцы.
Альтернативные варианты происхождения образа
В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над
землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями,
похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы
отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к
лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах.
Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно
было увидеть только их ноги, — отсюда и произошло выражение «Баба-Яга
костяная нога». Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом,
никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в
трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба-Яга — это
умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей.
По другим сведениям Баба-Яга у некоторых славянских племён (у русов в
частности) — жрица, руководившая обрядом кремации мёртвых. Она
закалывала жертвенный скот и наложниц, которых затем кидали в огонь.
Источник
|