Не слишком ли многое в окружающем нас мире мы воспринимаем как
должное? Даже трагические события ХХ века скоро будут казаться нам
древней историей – только лишь потому, что наступило новое тысячелетие.
Но все, что нас окружает сегодня, наши знания, наши достижения есть
результат тех процессов, которые произошли много веков назад.
Так, и наш язык - умение читать и писать, является неотъемлемой
частью нашей жизни и, несомненно, лежит в основе нашей сегодняшней
культуры. Но обычно мы задумываемся о языке, только если нужно написать
текст без ошибок или пообщаться с иностранцами. «Ничто для нас столь
обыкновенно, ничто столь просто не кажется, как речь и письмо наши, -
писал в XVIII столетии Александр Николаевич Радищев, - но в самом
существе ничто столь удивительно есть, как эти самые речь и письмо…»
История открывает нам свои секреты
весьма неохотно, и чем больше таких открытий, тем больше возникает
вопросов. Одной из таких неразгаданных тайн являются, так называемые
«черты и резы», которыми, по некоторым версиям, писали в Древней Руси. В
конце IX - начале X веков болгарский монах с языческим именем Храбр
создал «Сказание о письменах славянских». «Прежде убо словене не
имеху книг, но чрътами и резами чьтеху и гатааху, погани суще…» На
современном русском языке это звучит так: «Когда славяне были
язычниками, то не было у них своих книг, потому считали и гадали они при
помощи чертов и резов»
Позже славяне пользовались греческими и латинскими буквами, но без упорядочения, «безустроения».
«Так проходит много времени, - пишет Храбр, – «пока не
появляется Константин (он же Кирилл) Философ…» Он «создал для них
тридцать письмен и восемь, одни по образцу греческих письмен, другие же в
соответствии со славянской речью».
Подлинник «Сказания» не сохранился, но известно более 70 – ти
его списков (переписанных с подлинника, рукописей) XIV – XVIII веков, в
том числе и перевод на русский язык. Обычно, основываясь на этих
словах, написанных Храбром, и делают вывод о том, что до миссионерской
деятельности Кирилла и Мефодия славяне не знали письменности. По мнению
же ряда современных лингвистов и историков, Кирилл (ок. 827 – 869) и
Мефодий (ок. 815 – 885) были не создателями, а лишь реформаторами уже
существовавшей азбуки.
Известие о необычном письме славян встречается у арабского
писателя Аль-Массуди (ум. 956 г.). При описании славянского храма в
золотых лугах он говорит, что видел там, на камнях начертаны были
знаки, которыми обозначены были «будущие дела».
Есть мнение что именно «чертами и резами» написана самая
спорная и скандальная книга со времен «Слова о полку Игореве» -
«Велесова книга». В 1919 году полковник белой армии Али Изенбек в одном
из разграбленных имений обнаружил связку дощечек с неизвестными
письменами. По утверждению переводчиков, книга создана новгородскими
жрецами IX века, посвященная богу богатства и мудрости Велесу. Дощечек,
размером 22х38х1 см, было по разным версиям 35 или 37. Дощечки
соединялись как книга. На них были нарисованы прямые параллельные линии,
под которыми «подвешивались», размещались буквы, - висячее письмо, как
в санскрите или хинди. Буквы вдавлены, во вдавленные места втерта
краска, дощечки покрыты чем–то вроде лака. Буквы плотно прижимались
друг к другу, без интервала. Подобный тип текстов называется
«сплошняком». Тексты охватывают время с V века до н.э. до IX века
н.э. В тексте говорится о происхождении родов древлян, кривичей, полян,
северян, руссов. Часто упоминается имя бога Велеса. Отсюда и название
книги – «Влесова», «Велесова». Интерес к ней не пропадает, хотя сегодня
подлинность древней книги большинством ученых отрицается.
Так что же это за «черты и резы», если на алфавит, созданный
Кириллом и Мефодием, они не похожи?. Как назвал их археолог В. Городцов –
это некие «литеры неизвестного письма» славян. В 1897 году он вел
раскопки, у села Алеканово под Рязанью. Здесь он обнаружил сосуд,
содержащий 14 непонятных знаков. «Сосуд оказался очень слабо
обожженным... изготовлялся наспех... изготовление... местное, домашнее,
а, следовательно, и знаки на сосуде сделаны своим местным или домашним
писцом, то есть славянином».
Через год там же, у села Алеканово, В. Городцов на фрагментах
глиняных сосудов вновь нашел подобные! знаки. Встречаются они и на
других предметах. На рисунке изображен кувшин, украшенный орнаментом из
множества квадратиков, волнистых линий, черточек, крестиков,
треугольников. Сопоставляя различные знаки, археологи пришли к выводу,
что на кувшине изображен сельскохозяйственный календарь. Верхний ряд
рисунков обозначает языческие праздники. Усложненный солярный символ, у
которого вместо окружности рисовалась ломаная линия, приобретал
значение «громового колеса», знака бога грозы Перуна и обозначал
главный грозовой день в году - 20 июля, два креста - Купала, 23 июня.
Окружность с крестом – знак Солнца и бога Хорса Однотипные квадраты
нижнего ряда — это дни, отделяющие один праздник от другого. А средний
ряд между ними — обозначение времен года. Например, колоски, серп и
снопы — это время созревания и сбора урожая, т.е. июль и август.
Вертикальные волнистые линии — время дождей, т.е. осень. К настоящему
времени известно около десятка сосудов, которые можно причислить к
сосудам-календарям.
Все рисунки выполнены в основном длинными (черты) и короткими
(резы) линиями. Таким образом, «черты и резы», о которых пишет
черноризец Храбр, —есть символические знаки в форме черточек и зарубок,
служившие у древних славян счетными, родовыми и личными знаками,
знаками собственности, календарными знаками, знаками для гадания, а
также прообразом рунического письма, широко использовавшегося в
орнаментах ритуальных предметов.
Возможно, не имеет смысла продолжать здесь список подобных
памятников, число которых достаточно велико. Выдающийся русский историк и
археолог –академик Б.А.Рыбаков внес неоценимый вклад в изучение и
систематизацию этого материала. На сегодняшний день самые подробные
исследования этого вопроса отражены в его монографиях "Язычество древних
славян” (М., 1981) и "Язычество древней Руси” (М., 1987). Письмо
чертами и резами –это не примитивная «зачаточная письменность славян»,
это огромное культурное наследство, к сожалению, мало изучаемое ныне,
охватывающее и социальную жизнь, и религию и древнюю магию. И даже само
название линий – «черты и резы» напоминает нам о том, что русский язык,
а правильнее было бы сказать - Великорусский язык, язык Великой, Белой
и Малой Руси –всегда был начертанным а это означает одно - письменным.
Елена Радость Журнал "Родноверие" № 1(1) 2009 Источник
|