Идол его стоял на холме в Киеве. Наши предки верили, что Дажьбог
покровительствует свадьбам, встречает жениха на рассвете в день
бракосочетания. Дажьбог замыкает зиму и отмыкает лето.Дажьбог - Дабь,
Радегаст, Радигош, Сварожич - это разные вариации имени одного и того же
бога. Бог плодородия и солнечного света, живительной силы. Первопредок
славян (славяне по тексту "Слова о Полку Игореве" - даждьбожии внуки) -
"Тогда при Олзе Гориславличи сеяшется и растяшеть усобицами, погибашеть
жизнь Даждьбожа внука, в княжих крамолах веци человекомь
скратишась"."Въстала обида в силах Даждьбожа внука, вступила девою на
землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синем море у Дону:
плещучи, упуди жирня времена". Согласно "Слову Иоанна Злотоуста... како
первое погани веровали в идолы и требы им клали...", бог солнца и
живительной силы.Вероятно, Даждьбог мог, вслед за белым Свентовитом,
соотноситься с Аполлоном как бог солнечного света. В поучениях против
язычества среди прочих богов упомянут рядом с Артемидой: "и приступиша
къ идоломъ и начаша жрети молнiи и грому, и солнцю и луне, а друзiи
Переуну, Хоурсу, вилам и Мокоши, упиремъ и берегынямъ, ихже нарицають
тридевять сестриниць, а инiи въ Сварожитца верують и в Артемиду, имже
невеглаши человечи молятся, и куры имъ режуть... и инеми въ водахъ
потопляеми суть. А друзiи къ кладезямъ приходяще моляться и въ воду
мечуть... жертву приносяще, а друзiи огневи и каменiю, и рекамъ, и
источникомъ, и берегынямъ, и в дрова - не токмо же преже въ поганьстве,
но мнози и ныне то творятъ".
День
Даждьбога - воскресенье, его металл - золото, его камень - яхонт.
Празднование, возможно, приходится на день Родиона-Ледолома. Крупнейший
культовый центр Сварожича располагался на землях лютичей-ретарей,
неоднократно уничтожался и отстраивался вновь - в 953 году разорялся
Оттоном I, в 1068 году - саксонским епископом Бурхардтом II и был
окончательно сожжен германцами в 1147-1150 годы во время крестового
похода против язычников баварского герцога Генриха Льва. Бронзовые
изображения богов лютичей и ритуальные предметы из Ретринского храма
были найдены в земле деревни Прильвиц в конце 17 века. Фигурки покрыты
славянскими руническими письменами. На землях вятичей в честь
бога-Сварожича также назвали городища. Имя Радегаст звучало бы здесь как
Радигош. Радогощ - на его роль претендуют два городища - это либо Погар
на реке Судость (притоке Десны), к западу от Трубчевска и к северу от
Новгорода Северского, либо собственно Радогошь на реке Нерусса, к северу
от Севска и к западу от Крома.Священным животным Даждьбога - Радегаста
считался лев(как и у персидского бога Солнца - Митры), Сварожича
изображали либо с львиной головой, либо едущим на колеснице, запряженной
львами.
Отметим,
что корень "рад" обозначал у славян солнечный свет, отсюда и "радуга" -
солнечная дуга. Того же "солнечного" корня и слово "радость, радасть" -
то есть данное лучами (ср. лат. radiо) солнца. Отсюда имена Радегаст,
Радогош состоят из трех слов: Рад - солнечный, "да", до" по аналогии с
Дагбогом, Дажьдьбогом может обозначать дарение, подарок, а "гаст", "гош"
семантически близко со словом "гость". Иными словами эти имена,
возможно, обозначают: "гость дарующий солнце и солнечный свет", или
посланник богов, принесший силу света и солнца в дар. В этом случае
восточнославянский Дажьбог и западнославянский Радегаст суть разные
имена одного и того же бога - Сварожича. Френцель говорит о нем, как о
"De Radegastos. Marte Soraborumque altero supremo Deo" - Радегаст в
сербо-лужицком пантеоне фогура не менее значимая, чем даже сам
Свентовит. Символами Сварожича являются не только царственные львы, но и
вепри (вепрь - это также воплощение индийского Вишну и скандинавского
Фрейра). Одним из атрибутов является меч, позднее секира, а также и
копье, возможно алый стяг:"в сем сходятся дьявол Сварожич и вождь
святых, ваш и наш Маврикий? Те, кто впереди вздымает священное копье, и
те, кто пачкает человеческой кровью дьявольские знамена?" Птица
Радегаста - петух, возвещающий своим криком приход солнца. На кумире
венедскими рунами писали имя бога, возможно, была и солярная символика.
Головой
кумира ставят на восход солнца или же на юго-восток, чтобы он мог
следить за его ходом. Даждьбога именовали Спасом, то есть Спасителем, но
не в смысле спасения заблудших овец Израилевых, а в смысле воинской -
защитника. Потому яблочный (19 августа) и медовый Спас (14 августа) -
это дни чествования Сварожича. Его вместе с Ярилой чтут и на Юрия
Зимнего (9 декабря).
источник