М. Ф. Титоренко,
кандидат исторических наук,
ст. научный сотрудник КЧИГИ,
советник Президента КЧР.
г. Черкесск
Первые школы на Кубани появились в 1803 г. Центром распространения
грамотности долгие годы был церковный приход. Позже появились и другие
формы обучения, среди них – частные и церковно-приходские школы, мужские
и женские училища, гимназии.
В церковно-приходских школах основным предметом считался Закон
Божий, на его преподавание и на изучение русского языка отводилось по 7
уроков в неделю, арифметике – 6 , пению – 5, церковнославянскому языку –
4, чистописанию – 3. Обучение начиналось с изучения ветхозаветной
истории. Кроме того, детей знакомили с основными семейными и
общественными обязанностями, обычаями и обрядами.
Церковно-приходская школа являлась народной, в ней начинали и
заканчивали свое образование почти все питомцы. Из церковно-приходской
школы дети выходили "прямо на тропу жизни".
При женских церковно-приходских школах девочек обучали вышиванию,
шитью и вязанию. Их руками были вышиты церковные облачения для местных
священников.
Способности, успехи и прилежания учащихся в ежегодных ведомостях
отмечались следующим образом: "надежен", "с дарованием", "успевает",
"понятлив", "слаб", "остр", "ленив", "кроток", "молчалив" и т. п.
Первые полковые школы и училища появились на Старой линии в 1832 г.
Полковая школа 17-го конного полка в станице Баталпашинской была
учреждена в 1845 г., в ней обучались дети казаков – 30 мальчиков и 10 из
числа горцев. В школе изучали Закон Божий, грамматику, арифметику – 1-ю
и 2-ю части, чистописание.
Полковое училище в станице Сторожевой было открыто 1 января 1859
г., в нем обучалось 50 мальчиков, из них 30 содержались за счет
родителей, а 10 сирот и неимущих – за счет войска. На учебные пособия из
войсковых сумм отпускалось по 25 руб. серебром. Каждый полк или бригада
вели школьное дело обособленно.
Главным в работе учебных заведений было распространение "здравых
знаний, развитие к дельному труду и основательному народному
образованию". Указом Александра II запрещалось использовать их для
политических целей.
В учебных заведениях постепенно внедрялись приемы и способы
западного просвещения. Главным предметом на всех этапах обучения было
родиноведение, получившее к этому времени широкое распространение в
Англии, США, Италии, Японии, Германии и других странах. Такое
образование было направлено на воспитание патриотизма и гордости детей
за свою родину.
Родиноведение, по мнению известного кубанского ученого Ф. А.
Щербины, должно быть отведено человеку, его взаимоотношениям и
общественным формам сожительства, избегать фрагментарности, убогого
невежества. "Это катехизис местного населения", который должен лечь в
основу воспитания детей, занять умы зрелого возраста, стать неотъемлемою
принадлежностью просвещения, основною чертою культурного развития.
В 60-е годы ХIХ в. в станицах 5-й бригады (Верхнее Прикубанье) под
командованием полковника Кравцова одновременно было открыто несколько
училищ.
На образование и воспитание детей казаков войско расходовало ежегодно более 100 тыс. рублей.
Как и по всей России, в казачьих учебных заведениях "мерами к
ускорению процесса восприятия сведений служили оставление без обеда,
стояние на коленях, дранье за волосы и уши", сажание в карцер.
Отмена крепостного права и окончание Кавказской войны дали мощный
толчок интенсивному школьному строительству. Войсковое правительство
утвердило Положение о начальных народных училищах, главной задачей
которых было распространение среди казаков знаний, религиозных и
нравственных постулатов, воспитание любви к Отечеству.
К открытию школ войсковое правительство привлекало духовенство,
станичных атаманов, командиров бригад и полков. За 4 года на Кубани было
открыто более 100 учебных заведений, с 1864 по 1874 гг. – более 200
станичных школ. К этому времени относится и первая попытка организации
всеобщего обязательного обучения. Нередко инициаторами выступали
правления и станичные круги.
Активнее других в этом направлении действовали верхнекубанские
казаки – хоперцы. 1 сентября 1865 г. по их инициативе в станице
Баталпашинской было открыто женское училище, находилось оно в войсковом
деревянном доме, содержалось за счет правления Екатеринодарского
женского благотворительного общества, было подведомственно командиру 4-й
бригады Кубанского казачьего войска полковнику Кравцову. В первый год
существования в училище обучалось 108 девочек.
Реализация патриотических, духовно-нравственных и эстетических
основ воспитания, кроме телесного развития и укрепления здоровья,
проходила на уроках. Детям читали рассказы о подвигах героев земли
русской, о важнейших и знаменательных исторических событиях, о заселении
Черномории и Кавказской линии казаками, об образовании казачества, с
ними разучивали патриотические песни, стихи.
Учитывая специфику и военизированный быт казачества, наказной
атаман Кубанского казачьего войска М. П. Бабыч требовал, чтобы
воспитание казачат велось в направлении старых казачьих традиций, а дети
со школьной скамьи приучались к строю и воинской дисциплине.
В 1911 г. в казачьих школах Кубанской области было подготовлено
методическое пособие, основной целью которого было воспитание поколения
казаков религиозного, выносливого, проникнутого горячей любовью к
Родине, всегда готового с честью занять место в рядах ее защитников.
Для воспитания силы воли, неустрашимости, сознания чувства долга,
повышения нравственного уровня был разработан "Устав казака". Основные
его постулаты гласили:
1) казак должен поставить себя так, чтобы его слову верили;
2) казак верен своей стране;
3) казак обязан помогать другим;
4) казак – друг всем, без различия классов;
5) казак вежлив;
6) казак друг животных;
7) казак никогда не падает духом и старается выйти, улыбаясь, из всякого трудного положения.
Заметную роль в развитии народного образования в Верхнем Прикубанье
сыграл институт Почетных попечителей, избирались они на станичных
кругах из числа тех, кто принимал активное участие в распространении
образования, вносил пожертвования на строительство учебных заведений,
приобретение школьных пособий.
Почетным попечителем учебных заведений станицы Баталпашинской был
утвержден командир 4-й бригады полковник Кравцов. Позже женское училище
передали на попечение Баталпашинскому уездному начальнику Н. Г.
Петрусевичу.
В женском училище было три класса: в приготовительном занимались
учительница, в двух старших – за особую плату учителя уездного училища. В
училище изучали Закон Божий, русский язык, письмо, арифметику,
важнейшие сведения из русской истории и географии, рукоделие и домашнее
хозяйство. Ежедневно, кроме субботы, давали по 4 урока, один из них
рукоделие. Все предметы вела надзирательница, получая 200 руб. в год. В
субботу ученицам преподавали домашнее хозяйство. Дополнительно из
станичных общественных сумм оплачивались квартиры учителей с отоплением и
прислугой. Учителя получали по 25 руб. за годовой урок.
Станичные общества выделяли учебным заведениям участки земли для
сдачи в аренду, что позволяло в определенной мере удовлетворять их
материальные нужды.
В пореформенный период в Баталпашинском отделе, наряду с казачьими,
были открыты одноклассные и двухклассные горские школы, в них изучались
те же предметы, что и в казачьих, но вместо Закона Божьего изучалось
мусульманское законоучение, с которым учеников знакомил мулла.
Дети горцев большей частью не знали русского языка, поэтому в
первом полугодии с ними занимались разговорной речью, а во втором –
приступали к изучению остальных предметов, предусмотренных для изучения в
школах Кубанской области. Занятия посещали только мальчики,
преимущественно из состоятельных семей.
Начальные школы и училища до конца XIX в. на Кубани являлись
преобладающим типом учебных заведений и давали воспитанникам минимум
необходимых знаний.
Значительное распространение в Верхнем Прикубанье к концу ХIХ в.
получили специализированные сельскохозяйственные школы и ремесленные
училища.
Образование в Кубанском казачьем войске имело свои особенности.
Школы и училища являлись своего рода связующим звеном между семьей,
домом и военной службой. В школах для мальчиков, кроме основных
предметов, преподавались верховая езда, строй, плавание, гимнастика,
фехтование, военные упражнения, соответствующие каждому школьному
возрасту.
Такие подходы к образованию и воспитанию приближали школы, училища,
гимназии к запросам казачества, его историческим традициям.
Религиозные постулаты укрепляли моральное состояние молодых людей,
вселяли чувство покорности судьбе, устраняли страх перед смертью, делали
равнодушными к опасности и готовыми к пожертвованию на благо родины.
Сформировавшаяся на Кубани система трудового, физического, военного
воспитания, основывалась на исторически сложившихся традициях и была
направлена на формирование гармонически развитой личности, в которой
физическое, духовное и нравственное воспитание взаимно дополняли и
обогащали друг друга, а в конечном итоге, создавали необходимые условия
для общественно-полезной трудовой и военно- профессиональной
деятельности.
Конференция «Научно-творческое наследие Ф.А.Щербины и
современность», 2005 г., Краснодар.
Казаки станицы Даховская.
Чекмарёвы и Беляевы
Братья Любичевы
Сусловы: дед, сын Сергей и внук Петр Сергеевич
Сергей Суслов и его сыновья Георний, Василий, Иван, Петр
Cуслов Сергей и Любичев Федор, госпиталь, первая мировая
Казак Семяков
Даховские казаки
Станица Даховская. Наше время.
В 1993 году казаком станицы Даховской Алексеем Фёдоровичем Гольцевым был изготовлен и воздвигнут на братской могиле каменный памятник с высеченным православным крестом. Текст надгробия гласил:
«Молча склоним головы, братцы... Помянем убиенных казаков нашей станицы, расстрелянных здесь в сентябре 1920 года карателями ЧОНовского отряда. Вечная им память!»
Источник: http://dahovskiekazaki.ru/
|