Однажды
Аркас, ставший прекрасным юношей, охотясь в лесах, напал на след
медведя. Уже натянул он лук, чтобы смертоносной стрелой поразить добычу,
но Зевс не допустил преступления: превратив своего сына также в
медведя, он перенес обоих на небо. В ритмическом танце стали они
кружиться вокруг полюса, но Гера, придя в ярость, упросила своего брата
Посейдона не впускать ненавистную ей пару в свое царство; поэтому
Большая и Малая Медведицы являются в средних и северных широтах нашего
полушария незаходящими созвездиями. Франческо Петрарка описал Большую
Медведицу в своем 33 сонете так:
Уже заря румянила восток.
А свет звезды, что немила Юноне,
Еще сиял на бледном небосклоне
Над полюсом, прекрасен и далек.
Созвездие
Большой медведицы. Атлас Гевелия. Большая Медведица кульминирует в
полночь в марте — мае, а Малая — в начале июня. Ее самая яркая звезда
отстоит в настоящее время на 1,5° от полюса мира и называется Полярной.
Самые яркие звезды обеих Медведиц образуют фигуры, похожие на ковши,
поэтому их легко найти на небе.
Существует
и другая легенда об околополярных созвездиях. Опасаясь Кроноса, который
пожирал своих детей, его супруга Рея спрятала новорожденного Зевса в
пещере, где его вскармливали, кроме козы мальтеи, две медведицы —
Мелисса и Гелис, впоследствии помещенные за это на небо. Иногда Мелиссу
называют Киносурой, что означает «хвост собаки». И действительно, у
медведей таких длинных хвостов, какие мы видим на любом изображении
созвездий околополярной области, не бывает.
В Древней Руси это же созвездие
имело разные названия – Воз, Колесница, Кастрюля, Ковш; народы,
населявшие территорию Украины, называли его Телегой; в Заволжье оно
звалось Большим Ковшом, а в Сибири – Лосем. И до сих пор в некоторых
областях нашей страны сохранились эти названия.
Долон эбурген («семь старцев»),
Долон дархан («семь кузнецов»), Долон бурхан («семь богов»), в
мифологии монгольских народов созвездие Большой Медведицы, её семь
звёзд иногда причисляются к тенгери. В шаманских гимнах Долон эбурген —
податель счастливой судьбы (ср. дзаячи). В бурятской мифологии (в эпосе
о Гесере) созвездие появилось из черепов семи чёрных (злокозненных)
кузнецов, сыновей враждебного людям чёрного кузнеца Хожори. Встречаются
сюжеты (в тибето-монгольских редакциях сборника «Волшебный мертвец» и
в восходящих к ним устных рассказах), связывающие происхождение
Большой Медведицы с мифом о человеке с коровьей головой, именуемом
«Беломордый бычок» или «Белый бычок», а также Басанг (в тибетской
мифологии — Масане, быкоголовый персонаж). Он был раздроблен железной
колотушкой ведьмы-шулмаса на семь частей, которые и составили
созвездие; был взят на небо Хормустой за то, что победил чёрного пороза
(быка), боровшегося с белым, являвшимся, по некоторым вариантам,
воплощением самого верховного божества (солярная тема смены дня и
ночи, ср.миф о Буханойон бабае). Согласно другой версии, одна из звёзд
Большой Медведицы, находящаяся у неё на плече (вариант: в хвосте),
украдена у Мичита (созвездие Плеяды), который гонится за похитителем.
Гренландские эскимосы все как один
рассказывают про Большой Ковш одинаковую историю, совпадение всех
деталей которой у каждого из рассказчиков заставляет предположить, что
это чистая правда, а вовсе не досужий вымысел скучающих длинной полярной
ночью охотников за моржами.
Жил в снежной хижине великий
охотник Эриулок. Жил один, поскольку очень гордился тем, что он именно
великий охотник и не желал знаться с другими эскимосами, тоже
охотниками, но не великими. В одиночку выходил Эриулок в утлом кожаном
челне в бурное море и длинным, тяжёлым гарпуном с костяным острым
наконечником добывал не только моржей и тюленей, но случалось, и кита.
Как в одиночку можно добыть целого кита, оставим на совести самих
эскимосов. В конце концов на то Эриулок и был великим охотником. Никогда
в его снежной хижине не переводился нужный в хозяйстве тюлений жир,
которым издавна заправляли эскимосские лампы и смазывали лица и пальцы,
чтобы не отморозить. В любой день хватало у него вкусного вяленого мяса,
а потолок и стены его снежного жилища были затянуты лучшими моржовыми
шкурами, какие только можно было сыскать на всём протяжении от
Гренландии до Лабрадора. Богат был одинокий Эриулок, сыт и доволен.
Но вот со временем стало
донимать великого охотника некоторое беспокойство. Видно, не в одной
охоте счастье, раз понял он, что не хочет больше возвращаться в свою
одинокую хижину, где не услышать ни детского смеха, ни слов привета и
признательности. Короче, понял великий охотник, что пора ему заводить
семью и жить, как все люди. Но проще понять, чем сделать. Другие
эскимосы давно уже не принимали слишком гордого соплеменника, раз
навсегда отказав ему от дома, что иногда случается и в более
цивилизованном мире, когда у кого-то дело получается лучше, чем у всех
прочих.
Поскольку никого, кроме
эскимосов, ни поблизости, ни в самом дальнем далеке не проживало,
эскимосы же всегда отличались большой принципиальностью и чувством
локтя: как решили не иметь дел с одиноким зазнайкой, так и не имели. В
конце концов пошёл Эриулок на самый берег Ледовитого океана и обратился к
самой повелительнице морских вод, рыб, духов и животных, к главной
эскимосской богине Арнаркуагссак. Рассказал о своей проблеме и попросил
помощи в надежде, что столь известному лицу, как он, богиня не откажет.
Эскимосская
богиня, и вправду не отказала и пообещала прислать местной грозе
тюленей и моржей хорошую невесту, а если надо — и двух. Но, как водится у
богов и богинь, назначила испытание. Следовало отправиться на какой-то
далёкий остров, разыскать там ледяную пещеру, победить или обмануть
огромного белого медведя и выкрасть у него ковш, полный волшебных ягод,
дарующих молодость. Старой морской богине такие ягоды были очень нужны, а
найти сумасшедшего, который за ними бы отправился, всё не удавалось. А
тут как раз Эриулок подвернулся.
В общем, герой добрался до
острова, отыскал пещеру, усыпил медведя и похитил ковш с волшебными
ягодами. И к тому же благополучно доставил и ковш, и ягоды по
назначению. Однако, и вправду хороший охотник.
Самое интересное, что морское
божество не надуло в последний момент простодушного героя. Нет,
разошлись по честному: Эриулок получил серебристую нерпу, которая тут же
обратилась прекрасной девушкой и заявила, что всю жизнь только и
мечтала, как бы выйти за Эриулока замуж. Так что вскоре великий охотник
на ещё большую зависть соседей стал к тому же отцом обширного и
счастливого семейства. Морская же богиня, съев волшебные ягоды и сбросив
пару тысяч лет, на радостях так подкинула вверх пустой ковш, что он там
за что-то зацепился, да так и повис над головами
В Древнем Египте созвездие Большой
Медведицы называлось Мескхет, "Бедро, живущее в великом Озере северного
неба" (ср. представление о барке Ра).
В мифологии ингушей считается, что
богоборец Курюко похитил у бога грома и молнии Селы для передачи людям
овец, воду и тростник для строительства жилищ. В этом ему помогают
семеро сыновей Селы, которые должны были охранять вход к нему.
Разгневанный Села приковал Курюко к горной скале, а сыновей в наказание
подвесил к небу, они и составили созвездие Большой Медведицы.
В тибетском фольклоре демоница
преследует быкоголовое существо Масанг, сына коровы и человека, и
бросает ядро, которое разрывает Масанга на семь частей, которые
становятся Большой Медведицей. В этом качестве данный персонаж (как
Басанг) вошёл в мифологию монгольских народов.
Согласно армянскому мифу, семь звёзд Большой Медведицы - семь кумушек, превращённых разгневанным богом в семь звёзд.
У индейцев сиу Большая медведица ассоциировалась со Скунсом.
В Древнем Двуречье это созвездие
носило название "Грузовая Повозка" (аккад. sambu, eriqqu). Представление
о Большой Медведице как о колеснице было распространено в Древнем
Двуречье, у хеттов, в Древней Греции, во Фригии, у балтийских народов, в
Древнем Китае (Большая Медведица - "колесница, указывающая на юг"), у
южноамериканских индейцев бороро. Названия созвездия Большой Медведицы,
подобные этому, встречаются у многих народов, имеются и другие варианты
названия: древневерхненемецкое wagan - "колесница"; древнеримское
Septemtriones - "Семизвездие"; среднеголландское woenswaghen,
woonswaghen - "повозка Вотана"; согдийское 'nxr-wzn - "круг Зодиака";
митаннийское арийское uasanna - "круг на ипподроме"; древнеиндийское
vahana - "животное, на котором ездят боги" - и ratha - "колесница";
тохарское A kukal, B kokale - "колесница"; немецкое Grosser Wagen -
"Большой Воз".
В Индии голова Лося (Большой Медведицы) обращена на восток.
Погоня за небесным лосем
приписывается в карело-финских рунах разным героям. Один из них -«хитрый
парень Лемминкяйнен», беспокойный герой-неудачник. Сделав чудесные
лыжи, он похваляется, что ни одно существо в лесах не сможет от него
уйти. Его похвальбу слышат злобные хозяева диких тварей ~ Хийси и
духи-ювттахи. Они сотворили лося Хийси:
Голову из кочки сделав, Из валежника все тело, Ноги смастерив из кольев, Уши из цветов озерных, А глаза же - из болотных.
Духи
посылают лося бежать на север «по полям сынов лопарских, ко дворам
Похьелы мрачной»; там он опрокидывает котел с ухой, вызывая слезы девиц и
смех женщин. Этот смех Лемминкяйнен воспринимает как насмешку над собой
и бросается в погоню за лосем на своих лыжах:
Первый раз он оттолкнулся
И исчез он с глаз на лыжах.
Во второй раз оттолкнулся
И уже не стал он слышен.
Третий раз он оттолкнулся -
И вскочил на спину лося.
Удачливый охотник уже сделал клеть,
чтобы держать там добычу, и стал мечтать о том, как было бы хорошо
постелить его шкуру на брачное ложе и ласкать на нем деву. Тут-то
волшебный лось и вырвался у размечтавшегося добытчика: в ярости он
разломал клеть и умчался. Лемминкяйнен бросился было вдогонку, да
впопыхах оттолкнулся так, что сломал и лыжи и палки...
Неудача
Лемминкяйнена связана с запретом, который он нарушил: во время охоты
нельзя помышлять о брачных утехах - это отпугивает добычу. Кроме того,
шкуру созданного духами священного животного нельзя использовать для
бытовых нужд.
Можно
предположить, что охотничий миф о гигантском олене, превратившемся в
созвездие, в обществе, которому уже было известно скотоводство,
трансформировался в миф об огромном быке, которого не могли заколоть
боги.
Особым почитанием у финнов и карел,
как и у прочих финно-угорских народов, пользовался медведь. Он возник
из шерсти, брошенной с небес в воду; по другим мифам – родился возле
небесных светил на небе, у Большой Медведицы, откуда был спущен на
серебряных ремнях в позлаченной колыбели в лес, где и остался на
серебряных ветвях сосны (о сходном мифе, известном обским уграм, будет
рассказано ниже). Охота на медведя сопровождается целым циклом
заговоров, в которых зверя уговаривают, будто он не был убит охотником, а
сам пришел в дом к людям «с мёдным животом от меду»: для него, как для
дорогого гостя, убирают избу. Медведь – родственник человека. Он из рода
Адама и Евы: известны его отец и мать – Хонгатар (слово, родственное
названию сосны). В некоторых заговорах медведя встречают как жениха, «в
шубе денежной красавца» – стелят постель с золоченой периной (о
медвежьей свадьбе мы говорили выше). Череп убитого медведя вешали на
сосну – туда, откуда пришел первый мифический зверь: верили, что дух
медведя возродиться вновь.
Весьма
оригинально название этих двух созвездий (Большой и Малой Медведицы) у
народов, населявших территорию нынешней Казахской республики. Наблюдая
звездное небо, они, как и другие народы обратили внимание на
неподвижность Полярной звезды, которая в любое время суток неизменно
занимает одно и то же положение над горизонтом. Вполне естественно, что
эти народы основным источником существования которых были табуны
лошадей, называли Полярную звезду «железным гвоздем» («Темир-Казык»),
вбитым в небо, а в остальных звездах Малой Медведицы видели привязанный к
этому «гвоздю» аркан, надетый на шею Коня (созвездие Большой
Медведицы). В течение суток Конь обегал свой путь вокруг «гвоздя». Таким
образом, древние казахи объединяли созвездия Большой и Малой Медведицы в
одно.
Обские угры считали, что небесное
происхождение приписывается лосю и другим космическим объектам: некогда
лось имел шесть ног и мчался по небу так быстро, что никто не мог
догнать его. Тогда на охоту отправился некий Сын бога или человек Мось –
первопредок обских угров – на лыжах из священного дерева. Охотнику
удалось согнать оленя с неба на землю и отрубить ему лишние две ноги, но
следы небесной охоты навсегда запечатлелись на небе. Млечный путь – это
лыжня охотника, Плеяды – женщины из его дома, Большая Медведица – сам
лось. Небесный же охотник с тех пор поселился на земле, где было
изобилие дичи. Несомненно, этот миф дублировался у многих северных
народов.
Таков далеко не весь обзор
представлений разных народов о самом известном созвездии нашего
небосклона. Но и это дает понять насколько разнообразны были взгляды
наших предков на одно и то же явление.
Александрова Анастасия
Источник