Часто жителей Севера России называют "русские северяне” или просто "северяне”. Можно ли считать эти понятия синонимичными? Или помор и северянин – это не одно и то же? В чем же тогда разница?
Такое отождествление неправомерно. Практически в любой стране мира есть север, а, значит северяне: северный индийцы, северные итальянцы, северные иранцы и др. Это – общий географический признак. Что такое Север России – это огромная территория от Печенги до Анадыря. При этом в столице "севером” именуют все, что к северу от Москвы – Иваново или Кострому, например. Это понятие поистине необъятное. Русские северяне или северные русские живут и в Игарке, и в Норильске, но это же не поморы, а, как правило, потомки репрессированных, высланных, вербованных, приехавших по распределению специалистов, геологов, военных и др. И называть их коренным малочисленным народом малочисленным, этнической общностью неправомерно. Тем более отождествлять с поморами, славянские предки которых поселились на берегах Белого и Баренцева морей сотни лет назад, а чудские – тысячи лет назад. В последнее время появились термины "северноруссы” или "северуссы” – плод авторской фантазии, нечто родственное хоббитам и эльфам.
В понятие вымышленное "северноруссы” хотят включить и псковича, и тверича, и петербуржца, и помора… Но условия исторического существования, менталитет, способ хозяйствования, особенности материальной и духовной культуры и еще многое другое слишком разнятся. Поэтому – только поморы! именно так самоопределились тысячи жителей Архангельской области в ходе Всероссийской переписи 2002 года – от тогдашнего губернатора Анатолия Ефремова до рыбакаиз Зимней Золотицы или Лопшеньги. Внесение поморов в государственный Реестр коренных малочисленных народов (этнических общностей) поможет им отстаивать свои законные права и интересы во взаимоотношениях как с чиновниками разных рангов, штатскими и военными, так и представителями сырьедобывающих корпораций (нефтегазовой, алмазной, лесной). Чиновники и бизнесмены должны понимать, что эта земля не "ничейная”. которую можно эксплуатировать так, как им вздумается – на этой земле сотни лет жили и хозяйствовали поморы, чьи права надо уважать. Чего все-таки больше в культуре поморов: финского (чудского) или славянского? Трудно сказать определенно, ведь за много веков все так перемешалось, аборигенные элементы тесно переплелись с тем, что привнесли в жизнь края славянские переселенцы. И не только, кстати, славянские: под Новгородом жили водь, ижора, корела, на верхней Волге и ее притоках – меря, весь. Пытаться разделить эти два начала – значило бы резать по живому! Топонимика – в основном чудская, в поморском языке (говоре) много слов, заимствованных из языков автохтонного дославянского населения. Детали быта, одежды: ненецкая малица, шапка-зырянка и др.
И в то же время – живая память о новгородских и среднерусских корнях, основа языка – восточнославянская, религия православная (включая старообрядчество). По ходу замечу, что древнее (”протопоморское”) население севера будущей России тоже не чуждалось моря. Именно оно создало лабиринты на Соловках, на берегах Кольского полуотсрова и даже Новой Земли. На утлых суденышках эти люди несколько тысячелетий назад добрались даже до Земли Франца-Иосифа (вторично открыта австрийцами в 19-м веке), здесь найдено наскальное изображение кита примерно пятитысячелетней давности! Тогда, в период одного из глобальных потеплений, на берегах баренцева моря шумели березы, ледовая обстановка в Арктике была лучше сегодняшней, что способствовало развитию мореплавания. И этими первопроходцами Арктики их потомкам должно гордиться не меньше. чем новгородскими ушкуйниками. К тому же ушкуйник – фигура неоднозначная: разбойник, пират, а вовсе не мирный рыболов и мореход.
Так что можно сказать, перефразируя поэта: да, финны мы, да, угры мы, с белесыми очами… Плюс славняские имена, язык и православная вера. Похожая ведь ситуация и с казачеством: когда в 15-17 вв. рязанские казаки пришли на Дон, они ведь застали не пустынную местность. Веками жили там потомки древнего тюрского и аланского населения (в скифо-киммерийские древности, как это делают иные исследователи, углубляться не буду), частью – славяне, бежавшие от княжеских разборок. Все это смешанное население известно под именем "бродников” (живущие у бродов). к ним пришли рязанцы и выходцы из других порубежных земель Московской Руси. Так появились на свет донские казаки. В других местах картина была, видимо, схожая. Если вкратце: что дали поморы России? Опыт мореплавания в тяжелых условиях Арктики – пригодился потом русским путешественникам 18-20 вв. Открытие Груманта (Шпицбергена), Новой Земли – задолго до голландца Баренца, освоение большей части Сибири. Великий путь "встречь солнца” от Урала до Аляски и Гавайев! Если бы не поморы, неизвестно, была ли бы сегодня Россия великой полярной державой? Поморы сохранили былины Киевской Руси, подобно тому, как исландцы – древние саги викингов в то время, как на материке о них давно забыли. Сохранили древнерусское деревянное храмовое зодчество (шатровые церкви) вопреки запретам церковных властей, сберегли старопечатные книги. Архангельская голубая кошка, мезенская лошадка, холмогорская корова. Треска по-польски, на самом деле – по-поморски (рецепт приготволения блюда привезли на родину из Архангельска ссыльные поляки). Рождественские пряники-козули. Щепные птицы. Выговское медное литье. Добыча пресноводного жемчуга (сейчас его почти не осталось по причине загрязнения рек). Холмогорская резьба по кости. Каргопольская глиняная игрушка. Обетные кресты и промысловые избушки по берегам арктических морей. Всего не перечислишь… С активистом Поморского Движения Анатолием Бедновым беседовал Павел Зарифуллин источник – http://patriot-pomor.ru/content/view/694/2/
|