Берегиня
Вследствие сближения со словом русло русалка из нимфы лесов и полей в народном сознании превратилась в водяное существо. Часто встречаются понятия славянской мифологии, которые восходят к такой давности, что трудно бывает проследить, как возникают сами названия. Понятие русалки исконно языческое, славянское и произошло от названия праздника — Русалей.После принятия христианской религии на Руси многие обычаи и праздники подвергаются запрету, а персонажи народной мифологии демонизируются. Среди прочей нечести, не исключая водяных, упырей и навей бывает трудно провести однозначное разграничение на благодетельных и вредоносных персонажей.

Живут русалки на краю света, а к нам приходят лишь однажды в году весною и в нужное время орошают дождем хлебородные нивы. Начиная со страстного четверга (когда в старину солому палили и кликали мёртвых), как только луга покроются весенней водою и распустятся вербы. Русалки бегают по полям приговаривая «Бух-Бух! соломенный духъ. Мене мати породила, некрещену положила». До Троицына дня Русалки живут в водах: на берега рек выходят только поиграть

У языческих народов водный путь считался проводником в подземное царство и обратно; поэтому и Русалки являются из воды, и живут сперва в реках и колодцах, ибо колодцы суть отверстия земли, из которых выходят души умерших. Люди верили, что русалки в русальную неделю покидают водоёмы. С Троицина дня до Петрова поста Русалки выходят на землю: в леса, на деревья. В это же время они представляли для людей большую опастность, так как могли защекотать повстречавшегося им человека до смерти. Понравившихся им мужчин русалки могли завлечь в воду и утопить. Наиболее опасным днём считался четверг на русальной неделе. Всю неделю люди предпочитали не купаться, брали с собой полынь, выходя за околицу, так как этой травы боялись русалки.

Летом, особенно ближе к русальной неделе, люди развешивали для русалок на ветвях прибрежных деревьев пряжу, нитки, лоскутки и венки из цветов. На Троицыной неделе пели «русалочьи песни», а в русалье воскресенье совершали обряд проводов водных обитательниц. Одна из девушек изображала русалку, ей на голову надевали венок и с ритуальными песнопениями провожали в поле ржи. Там её вталкивали в рожь и разбегались в разные стороны, как бы спасаясь от русалки.

Иногда вместо девушки в роли русалки использовали чучело, сделанное из из ржаного снопа.

Пусть в русалок превращались утопленницы и некрещеные дети, но южные славяне представляли русалок очень красивыми девушками с длинными распущенными волосами и только на севере России их же считали безобразными и косматыми женщинами.

Первоначально русалки считались водными духами, находящимися в свите водяного. Под влиянием христианства русалки стали восприниматься как души заложных покойников, то есть людей, умерших не своей смертью. Этим существам стало приписываться враждебное отношение к людям.

Поскольку русалки часто появляются на берегах водоёмов, к ним было приложимо и другое название — берегини (берегыни).

Русалки, купалки, лоскотухи, водяницы, берегини и мавки
Образ русалок привлекал художников и писателей своей поэтичностью и загадочностью

Этимологически название «берегини» сближается со старославянским «пръгыня», т.е. холм, поросший лесом. Древние славяне полагали, что Берегиня — это великая богиня, породившая все сущее. Ее повсюду сопровождают светозарные всадники, олицетворяющие солнце. К ней особенно часто обращались в период созревания хлебов — это указывает на принадлежность богини к верховным покровителям человеческого рода.

Исследователи по-разному определяют этимологию слова «русалка», но большинство считает, что оно произош-ло от древних славянских языческих игрищ, которые именовались «русалии». Ф. Миклошич утверждает, что название появилось впервые на Балканах. Там происходили античные поминальные обряды — «розалии».

Образ русалок всегда привлекал писателей и художников своей поэтической загадочностью. Известны произведения А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и Т. Г. Шевченко, где русалки выступают в качестве действующих лиц.

Интересно вспомнить славянский миф, в котором полюбившие друг-друга Купала и Кострома решают утопиться, узнав, что они брат и сестра. Кострома с той поры становится русалкой

По преданию красавица Кострома теряет венок в течение быстрой реки