С приходом весны всё чаще встречают люди Лешего, Водяного, Домового, Русалок да Кимимору. Кикимора проказами славится, детей малых пугает, девиц молодых учат рукоделие, особо пряжу, на ночь прятать, чтобы Кикимора до прялок не добралась, а ещё ругают неопрятного человека «выглядишь, как Кикимора!». Нынче поговорим о том, почему посвящают праздники славянским Малым Богам – отмечают день Кикиморы у славян, День Домового, пробуждение Водяного да осенние проводы Лешего. Чем известны Духи, живущие подле людей? Поговорим об ожидаемом – о характерах Малых Богов, да о неожиданном, о том, как злые Духи помогают человеку.


 

Кикимора домовая да болотная

 

Кикимора Домовая, сказывают, живет в избе, бывает, на чердаке, в хлеву, в бане, в других постройках на дворе. Дух то шаловливый, беспокойный.

 

Откуда Кикимора домовая в избу приходит? О том разное сказывают. Говорят на Севере, живет Кикимора в избе, построенной на нечистом месте. Ещё сказывают, что недобрый человек может подселить Кикимору домовую. На севере знают её под именами Шишиморы, Шишиги, Кикимары, иногда даже просто Мары.

 

Сказывают, Кикимора домашняя ночами топает в избе, половицами скрепит, пугает детей, мешает им спать, коли поселится Кикимора на дворе – щиплет перья у птиц, выстригает шерсть у домашнего скота, ночами загоняет лошадей. В избе же Кикимора домашняя до женского рукоделия охоча. Только помощи от неё в том ждать не следует. Пряжу прядет – лишь нити путает. В старину ленивым девушкам говаривали: «Спи, девушка, кикимора за тебя спрядет, а мать выткет». Сказывают ещё: «Кикимора прядет, а рубахи от нее не дождешься».

 

 

 

Что же Кикимора болотная? На Севере о ней мало знают, скорее, Кикимора болотная – образ из современных фильмов. Живет она в лесу, на болоте, подобно Лешему.

 

Леший, Лешачихи и Кикимора болотная

 

О Лешем всякий слыхивал! Ныне многие с ним за жизнь и не встретятся. Старожилы северные о встречах с Лешим тако сказывают:

 

Есь еще места в лесе, называют их окаянный крюк. В уме, и все ходишь, ходишь, а опять в то же место придешь, да не один раз, а раза три иль четыре. Когда человек заблудился да через дорогу переходит, тут-то— окаянный дух. Обдумают [Обдумать — сглазить кого-н., подумав о нем] его да ум отбирают у него у человека (Архангельская обл., Мезенский район, Кимжа, 1986)

 

Окромя Лешего встречали славяне Лешачих в лесу. Должно быть, их образ послужил основой для историй о Кикиморе Болотной:

 

Говорят, лешацы переходы [Лешачий переход — место, где часто показывается леший] есь, показывается. Девчонкамы наряжываюся [лешачихи], пляшут, не дай бог увидеть.

В Жерди было. Мать ушла с двумя ребенками в лес, мать никого не видит, а мальчик говорит: «Дедушко нашего вижу, он меня ведет». Вот и увел. Это леший был (Архангельская обл., Мезенский район, Кимжа, 1986).

 

Кикимора Болотная, как и Леший, славится тем, что детей уводит в лес. Да не всяких, а тех, что родителями без присмотра оставлены, позабыты. Так-то Кикимора Болотная учит нерадивых родителей уму-разуму. Коли успеют мать да отец найти ребенка, забрать его у Лешего с Лешачихой, могут лесные Духи в дар им корову подарить, да другое добро, ребенок счастливым вырастет, дружбу со зверями-птицами водить будет, всё в Лесу ведать.

 

 

 

Домашние духи

 

Коли сегодня вспоминаем духов, живущих подле людей, никак стороной Дедушку-Домового не обойти. Дух то добрый, наиболее к людям близкий. Про Кикимору домашнюю же сказывают иногда даже, что она жена Домового. Но мы на Севере, скорее, верим, что живет Домовой один или с Домахой да детками малыми.

 

 

Случается, и Домовой людям неприятности чинит, пугает домочадцев, да всё больше предупреждает о беде, которая случиться скоро должна. О встречах с Домовым на Севере тако сказывают:

 

У сестры доць, с повети [чердак] спущатся, видит: в красных сапожках, в красной шубейке старицок спущается. Бородка узенька, длинна. А после-то дом сгорел. Уж он вещевал [Вещевать — предсказывать, вещать]. Ведь маленький, с бородой (Архангельская обл., бассейн р. Пинеги, Прилук, 1985).

 

Домовой в подполье живет. Одна женщина видела — маленький такой, черный, мохнатый, из-под полу вылезает, на человека не похож, на ласку. К порогу головой ляжет спать. Домовой давить будет, если двойной такой синяк, скажут, домовой укусил — это перед покойником (Архангельская обл., бассейн р. Пинеги, Шардомень, 1984).

 

Почему есть день Кикиморы, Домового да Лешего у славян?

 

Заметили общее что в историях о Кикиморе, Лешем с Лешачихой, Дедушке-Домовом? Случаются, порой, от них людям горести, да токмо тогда, когда правила какие-то нарушены. Вот отчего почитают славяне Младших Богов, посвящают им праздники! Задача Кикиморы, Лешего, Домового – показать людям, где переходят они границы, где ведут себя не верно.

 

Домовой тут ближе всех к жилью, к семье, охраняет границы внутренние. Леший да Кикимора болотная показывают, где нарушил человек границы природы, могут даже запутать, заманить в чащу неосторожного путника, обратившегося к Лесу без уважения. От того, сказывают, Леший с Домовым не дружат. Да и то всякое случается! Поведаем, что есть история о том, как Леший с Домовым дружбу водили, рассказана она в книге «Сказки Северного Леса».

 

Вспомним о Малых Богах весной!

 

Весной вместе с пробуждением природы, и Малые Боги пробуждаются от сна, всё чаще выходят на встречу людям. Потому именно сейчас стоит вспомнить о них: отнести пару яиц да кусочек хлеба Лешему при первом походе в весенний лес, раскрошить печенье в реку для Водяного, поставить блюдце с молоком своему Домовому. Малые Боги – те, кто ближе всего к нам, они первыми отвечают на все просьбы!

 

О Малых Богах рассказывает «Северная сказка» в новой книге «Сказки Северного Леса». Быть может, истории Северные помогут понять характеры окружающих нас Духов, поведают, как вести себя при встрече с ними.

Источник