Все противоречивые Факты жизни Ольги. А была ли княгиня?
     Княгиня Ольга является одной из выдающихся и загадочных личностей на Киевском престоле. Она управляла Русью 15 лет: с 945 по 960 год. И прославилась как первая женщина-правительница, как твёрдый, решительный политик и как реформатор. Но некоторые факты её дел и жизни весьма противоречивы, а многие моменты не выяснены до сих пор. Это позволяет поставить под сомнение не только её политическую деятельность, но само существование.  Давайте разберёмся в тех данных, которые дошли до нас.
    Информацию о жизни Ольги мы можем найти в «Степенной книге» (1560-1563 гг.), дающей систематическое изложение русский истории, в «Повести временных лет», в сборнике «О церемониях византийского двора» Константина Багрянородного, в Радзивилловской и в некоторых других летописях. Некоторая информация, которую можно почерпнуть из них, спорна, а иногда прямо противоположна.

Личная жизнь

    Самые большие сомнения вызывают датировки рождения княгини. Одни летописцы сообщают 893 год, но тогда вышла бы замуж она в десятилетнем возрасте, а родила первого сына в 49. Поэтому-то эта дата кажется маловероятной. Современные историки выдвигают свою датировку: от 920 до 927-928 годов, но подтверждений этим догадкам нигде не найти.

    Также невыясненной осталась национальность Ольги. Её называют славянкой из Пскова (или из древни под Псковом), варяжкой (из-за схожести её имени с древнескандинавским Хельга), и даже болгаркой. Такую версию выдвинули болгарские историки, переведя древнее написание Пскова Плесков как Плиску – столицу тогдашней Болгарии.



    Род Ольги тоже вызывает споры. Принято считать её незнатного рода, но существует Иоакимовская летопись (правда, её подлинность стоит под сомнением), которая сообщает о княжеском происхождении княгини. Некоторые другие летописи, тоже спорные, подтверждают домысел, что Ольга была якобы дочерью Вещего Олега – регента Игоря Рюриковича.

    Замужество Ольги – следующий противоречивый факт. По «Повести временных лет» свадьба состоялась в 903 году. Существует красивая легенда, гласящая о непреднамеренной встрече Игоря и Ольги в лесах под Псковом. Якобы молодой князь переправлялся через реку на пароме, которым правила прекрасная девушка в мужской одежде – Ольга. Он сделал ей предложение – она отказалась, но позже их брак всё же состоялся. Другие летописи сообщают легенду о намеренном замужестве: регент Олег сам выбрал Игорю жену – девушку по имени Прекраса, которой он дал своё имя.

    О дальнейшей жизни Ольги мы ничего не можем знать. Известен лишь факт рождения её первого сына – приблизительно 942 год. В летописных записях она вновь появляется только после смерти мужа в 945 году. Как известно, Игорь Рюрикович погиб во время сбора дани в древлянских землях. Его сын тогда был трёхлетним ребёнком, и правление взяла в свои руки Ольга.

Начало правления

    Начала Ольга с расправы над древлянами. Древние летописцы утверждают, что древлянский князь Мал дважды присылал к ней сватов с предложением выйти за него замуж. Но княгиня отвечала отказами, жестоко умерщвляя послов. Потом она совершила два военных похода в земли Мала. За это время были перебиты более 5 000 древлян и уничтожена их столица – город Искоростень. Здесь напрашивается вопрос: как после этого Ольгу причислили к лику святых равноапостольных и называли Святой?


    Дальнейшее правление княгини носило более гуманный характер – она подала первый пример стройки зданий из камня (киевский дворец и загородная резиденция Ольги), объездила земли Новгорода и Пскова, и установила размер дани и места её сбора. Но некоторые учёные сомневаются в истинности и этих фактов.

Крещение в Константинополе

    Все источники называют лишь приблизительные дату, место и крёстников Ольги, что тоже вызывает много вопросов. Но большинство из них сходятся в том, что она приняла христианскую веру в 957 году в Константинополе, а её крёстниками стали византийский император Роман II и патриарх Полиевкт. Славянские летописи приводят даже легенду о том, как император хотел взять Ольгу в жёны, но та дважды перехитрила его и оставила ни с чем. А вот в сборнике Константина Багрянородного указывается, что Ольга во время визита уже была крещёной.


 

Предположения

    Конечно, такие противоречия в источниках можно объяснить давностью эпохи Ольги. Но можно предположить, что летописи говорят нам о двух (а то и более) женщинах одного имени. Ведь тогда на Руси существовал обычай многожёнства, и есть данные о нескольких жёнах Игоря. Может быть, князь в 903 году взял в жёны одну Ольгу одного происхождения, а родила ему Святослава другая Ольга другого происхождения. Этим легко объяснится путаница с годом её рождения, датой женитьбы и рождением сына.

    И точно также хочется верить, что к лику святых причислили совсем другую Ольгу, не ту, что чинила зверские расправы над древлянами.

Источник