ВЕЛЕМУДР - Ведание есмь великая сила 

Меню сайта
Категории раздела
Казаки [57]
Культура и история казачества
Веды-наука-познания [393]
Ведические материалы
Род- семья-ремесло [268]
Семья и родичи
Музыка-аудио [2]
Аудиофайлы
Видео [0]
Видеофайлы
История-культура-политика [882]
Хронологические события и культурное наследие
Природа [114]
Природа мидгард-земли
Праздники [273]
Святы наших предков
Здрава-Целительство [434]
Знахарство, медицина
Программы [7]
ведические программы для КПК и ПК
Изображения [14]
картины, рисунки, графюры и т.д.
Непознанное [1057]
Мистика, эзотерика, уфология и т.д.
ВЕЛЕМУДР
solntse-animatsionnaya-kartinka-0714 "Велемудр"
Языч. праздники
Языческие праздники
АГНИ
http://laashin.com/wp-content/uploads/2018/06/description-a-hayno-sawir-kii-qalin-madaxbannaan-2.gif
ЛУНА
БИОРИТМЫ
ГОРОСКОП

Гороскоп на сегодня

Ежедневные гороскопы для всех знаков на сайте *1001 гороскоп*.
ПОСЕТИТЕЛИ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Праздники

День Бога Велеса
24.02.2011, 14:03

    Традиционные представления о  Власии генетически восходят к образу  славянского Бога, покровителя скотоводов, Волоса (Велеса). Это подтверждается, прежде всего, единством наименования Бога и христианского святого: старославянское полногласное имя Волос (Велес) заменяется на более позднее неполногласное Власий. Кроме того, с принятием христианства на Руси на местах прежнего ведического поклонения Велесу воздвигаются церкви св. Власия: уже в ХI в. храмы во имя этого святого были поставлены в Новгороде, Киеве и Ярославле. И, наконец, св. Власий явился одним из многочисленных христианских преемников функций Велеса как покровителя скотоводов.
     У русских  Власьев день считали "коровьим праздником"; скотину называли "Волосовым родом", а коров нередко именовали "Власьевнами". Однако покровительство  Велеса не ограничивалось только рогатым скотом. Так, например, у белорусов праздник Авласа, (то есть Велеса), назывался "конское свято". В этот день в Белоруссии было принято не давать работу лошадям, но существовал обычай объезжать молодых лошадей и устраивать для этих животных специальную трапезу.

   В некоторых местностях верили, что на Велеса, домовой может заездить лошадей. Чтобы лошадь обезопасить, к ней, по народным представлениям, следовало привязать кнут, рукавицы и онучи.
    Во время эпизоотий - эпидемий скота,  обращались непосредственно к Велесу. В Сибири после того, как телилась корова или ягнилась овца и т.п., хозяйки, окуривая их "богородской" травой, произносили приговор с упоминанием Велеса.  В Иркутской губ. к Велесу обращались с помощью заговора и во время первого выгона скота в поле.  
     Власьев день во многих местах у русских считался первым по значимости. Так, например, в Вологодской губ. этот праздник отмечали очень широко и разгульно: гуляли три дня и больше, варили пиво, приглашали в гости всю родню. В этот день крестьяне также совершали обряды, которые должны были обеспечить скоту здоровье и получение от него хорошего приплода. Так, во Владимирской, Тамбовской и других губ. скот выгоняли из хлевов на деревенскую улицу, что отразилось в тамбовской поговорке "С Власьева дня полоз санный покатился и корова бок греет". Во многих местностях совершалось обрядовое кормление скотины. Так, в Вологодской губ. в Власьев день специально пекли караваи ржаного хлеба;  хлеб освящали крещенской водой, и хозяйки скармливали его всем домашним животным. В Орловской губ. пекли так называемые "трубницы" - пышки с кашей на молоке, которые давали детям, раздавали нищим и отдавали коровам, чтобы они были здоровы, принесли приплод и давали хорошие удои.

     От предохранения от "коровьей смерти" в некоторых местах в Власьев день совершался обряд опахивания.  В конце ХIХ в. в Пензенской губ. обряд опахивания выглядел так: "С иконою св. Власия обходят без священника больных: овцу, барана, лошадь и корову, связанных хвостами и выведенных на деревенскую площадку. По обходе зараженных гонят их за село, в овраг и там /…/ побивают животных камнями и припевают: "Мы камнями побьем и землей загребем, землей загребем - кровью смерть вобьем, вобьем глубоко, не вернешься в село". Затем на трупы набрасывают усердно столько щепы и соломы, чтоб сделать костер, способный спалить всех четырех жертвенных животных без остатка" (Максимов С.В., 1994, с.285-286).

   С предохранением от падежа скота в некоторых местностях, например, в Тамбовской губ., связывался запрет на выполнение каких-либо работ в Велесов день.

Почитая Велеса как одного их основных заступников домашней скотины, древние славяне  в его  день приносили в  капища  коровье масло с молочными лепешками и клали все это  перед Кумиром Бога.

   В крестьянском календаре с Власьевым днем связывалось отступление сильных зимних холодов. В народе считали, что около Власия бывает семь морозов: три до Власия, один на Власия и три - после него. Поэтому этот день называли "Власий - сшиби рог с зимы". Помимо обрядов, направленных на благополучие скота, имя Велеса-Власия связывалось с акциями земледельческого характера. Так, на следующий день после праздника на утренний мороз было принято выставлять зерно, предназначенное для посева, и пряжу. Считали, что зерно, тронутое морозом, даст лучший урожай, а пряжа станет белее. Это выставление на мороз называлось "зорнить". Про пряжу говорили: "Позорнишь пряжу после Власия, будешь с деньгами на маслену".
 
 Празднование дня Бога Велеса болгарами–помаками
 описанное Стефаном Верковичем во втором томе «Вед Словена» изданном в 1881 году.
 
 
   На 23-25 (10-12 по старому стилю) февраля одно время в селах праздновали Велесов (Волосов) день, когда то веровали, что это был Бог покровитель скотоводов, и прославляли его сотворяя Коло в каждом селе. Три девушки шли по селу и извещая о празднике пели следующую песню:
 Песня 1.
 Има царь в нашем граде да в нашем селе, сидит он у старого кмета (старосты), да думу ему и говорит: «Сотворяй жертву старый кмет, завтра утром личенъ-день Велесов - день. Велес бог учил меня на небесах, пасти волов и коров, и пас я небесное стадо. Учил он меня еще и ораять волов -тех, и за коровами следить и от коров молоко пресное доить и Велеса Бога тем прославлять, чтоб кошара пополнялась, и чтоб хозяин мог волов и коров в небеса отпускать, а еще и людям продавать и Бога Велеса речами в коло (круге) прославлять.
  Да в личенъ- день Велесов день кошара та пополнела: Девять волов да в светлой кошаре да девять коров, а за годину еще прибавилось девять. А кто бога в Коле (круге) не прославляет в Личенъ-день Велесов -день, то у него девять волов убывает и девять коров убывает в годину ту единую! Ах, ты кмета, старый кмета, ты сзывай юных дев и малых девочек, да направляй их понизу града гулять Хабер сотворять, утром в Личень-день, Велесов день.
  Так как из светлой небесной кошары Велеса Бога в лоно земной животины, приплод нисходит в эту годину и тем (земная) кошара пополняется ». Направлял он так старого кмета, утром рано вставать и в Личенъ-день Велесов день Бога прославлять. Да волов в святую кошару собирать, чтоб Богам их потом отогнать. Но юнаки на поле не идут, и волов там не пасут. Старый кмета требу в коле воздает, но к нему никто не идет, да в то святое капище. И старый кмета возрыдал, во все горло завикал, что Бог с ним рядом не восседал. И эту весть вовремя все услыхали: Утром в Личень-день Велесов -день что Има царь в нашем селе, и какую он кмете думу говорит.
 
    Как допевали горную ту песню и обходили все село, то старый кмета собирал девять молодых пар и трех дев и шли они на то место, где пасли вместе купленных коров; когда шли до этого места то девы пели следующую песню :
ПЕСНЯ 2.
 Вознесся Има царь от земли той да на небеса чтоб Богам службу чинить. И вот Велес Бог ему думу говорит: «Царь, царь, сойди царь с небес назад да иди в ту долину в святые сады и поля, где находятся волы и коровы. Выбирай девять коров, да всех на отбор, и гони их в светлый чертог, там требу в коле (круге) воздай, в Личень-день Велесов день». Так царя он учил, чтоб Кошару ту он городил и давал ему триста волов и триста коров, чтоб собрал он их в земле той да во святом граде. Там с волами и коровами он должен дело порешить и Богам их посвятить.
    И еще Велес Бог ему сказал: «Има царь теперь ты знаешь куда идти и что править. Почему же не спускаешься ко святому саду? Почему не смотришь тех волов и коров да не гонишь их мне посвящать, чтоб вознеслись они высоко? Ой чудишь ты Има царь! Иди в низ в сад светлый, да девять коров бери с собой». «Ой Боже мой, Велес Бог! Я вот все думаю как девять священных коров, вознесутся к тебе, о Боже?
    Как они долетят высоко до небес и найдут там тебя ?» ( в древние времена люди могли совершать обряды при которых животные прямо на глазах возносились в небеса, то есть пропадали из поля нашего зрения, позже когда это умение было утрачено их попросту стали отпускать). И дает тогда ему Бог Ясную книгу да золотого письма —чтоб книга та учила его понимать, как святые гимны Богам воспевать. И вот в сад светлый Има слезает и златые письмена те читает да песни ясные спивает. И волов с коровами он усмиряет, чтоб затем отправить их высоко да далеко. Девять коров он отбирает и в светлый чертог их загоняет— Там он требу в коле (круге) воздает и Велесу Богу гимны поет, да в тот Личенъ-денъ да в Велесов День.
 
  Когда достигали того места где были волы и коровы, кметъ (староста) доставал святую книгу, а девы запевали следующую песню:
 Песня 3. 
  Боже мой всесущий, свет во тьму несущий, сияньем озаряющий. Миры нам сотворяющий, древними звездами сияющий. Волов не тельных к себе ты не допускаешь, и не тельные они стоят, к тебе не летят». Так ясны девы песни пели, но девять коров так и не взлетели, млады юнаки важицы (путы) спускали да коров тех вязали, но три коровы убегали, не стояли, и связаться не давали. Старый кмета на чудо взирает что ж такое, коровы убегают, да еще и летают «Боже мой Велес, правду нам расскажи? Как требу в круге сотворить научи?
   Да девять коров не тельных связать» Еще он речь не отрек Как Юда Летна Самовила думу ему проговорила: «Ой, ты старый кмета, ты постой подожди, когда солнце взошедшее на небесахт обогреет по воле Велеса бога ту святую гору, да святую пещеру. И тогда пусть юные девы заклинания закликают. И свои ясные главы белыми венками позлаченными увивают и там требы в круге сотворяют. Пусть идут и ведут тех волов из светлой кошары, отобранных девять коров и требу в круге воздают, чтоб поднимались они высоко да далеко».
 
    Пред закаранием (заклятием) коров старый кмета скрывался в пещере, а девы брали цветы да повевали венки, а потом шли в пещеру ту и ему украшали главу и пели следующую песню.
 Песня 4.
 Боже мой, Велес Бог, прошу тебя, Боже, снизойди с небес тех да на землю эту да садись в пещере, там ходят молодые девы с ясными главами, с ними дойдешь в наше село. Где старый кмета курбан в круге воздает да девять коров на требу отдает и к угощенью приглашает: «Иди, Боже, на трапезу. Кто придёт с тобой и свидится, тому ты дашь белый венок, да чтоб нарядил он кошару, чтобы плодились волы, да коровы, от одного же тысяча, а от тысячи три тысячи». Бог им в ответ говорит: «Красно меня украсьте вы, по утру, рано в селе на трапезу усядусь я, меня гостя, кметъ угостит и лишь того кто придёт на трапезу эту я дарами одарю.
    Одарю его белым венком, чтоб украсил кошару он, да расплодятся там волы, и коровы, от одного же тысяча, а от тысячи три тысячи. Кто кошару не украсит, у того в кошаре ничего не будет!» Нам обещался Има царь, что выучит, да научит нас, как жертву Богу в круге воздавать, да угощеньем угощать и как трапезу накрывать.
 
  Наряженный староста оставался в пещере, а юноши и девушки загоняли коров и отгоняли их в село. И прославляя в коло, пели следующую песню
Песня 5.
 Жертву в круге Има царь воздает и треба эта в небеса идет а жертва не маленькая, да девять коров. И к Богу с мольбою он говорит: «Ой, Боже мой, Велес бог, Жива Юда ведь учила, да как петь ясную эту книгу и как писать учила, да и выучила. И ты, Боже, меня тоже учил, как править кошарою говорил. И мне давал триста волов, да триста коров, я их сгоню только на землю да на дол. Еще их молодцы не видели, еще они их не пасли, коров не доили, да поля не ораяли, и не сеяли, как может ораять только твой слуга. На поле он, да во степи, сеет белую пшеницу.
   Пусть научит он младых удальцов, петь же ясную песню, да писать и управляться с кошарой». А Бог ему отвечал: «Эй, ты царь, Има царь, меня на земле не славили, Личень - день Велесов - день, не справляли, и жертву мне в коле не воздавали! Когда, же ты царь, это совершишь». «Приди же, Боже, приходи, и только к тому, кто согласье даст, чтобы справить тебе личень - день, и в жертву тебе воздать девять коров отборных.
   Лишь научи как их ораять, и дай ещё девять волов, дай их нам ты как приплод, чтоб получили мы их в кошаре, но кто согласия не даст, и не будет справлять личень - день, того ты не учи ораять, не давай им девять волов, да девять коров. Кто, Боже, на обман пойдёт, того кошару пропусти, того кошару не благослови»- Тут Велес Бог согласье дал, и триста волов, ему подавал, да триста коров. И слуге приказ он отдал, чтоб шел он в степи, да учил как ораять, как управляться с кошарой. Учил слуга и научил и теперь Има царь ораит и сеет, да заправляет кошарою, где триста волов, да триста коров. И сошел он на землю.
   Да Богу требу воздавал, всех девять коров он ему отдавал. Да личень - день, ему он справлял и Бог у него в кошаре пребывал, да стадо благословлял - И вдоволь стадо плодилось, три тысячи коров родилось , белошерстных. Кто это увидел, тот с ума сходил - и царя мольбою он молил, чтоб тех коров он ему дал, или продал, но царь их по земле водил, и только тем кто требы возносил в личень - день, Велесов - день, девять волов ему дарил, да девять коров.
   И учил как ораять, да как сеять и те волы расплодились, да по всем землям пустующим. Когда же подошла пора, собрались семьдесят королей, семьдесят юнаков, и справляли они личень- день, Велесов - день, для Бога жертву в коле возносили, да девять коров ему дарили да Велесу Богу в кошаре. И от этого стаду благодать, и стадо плодится, от одного же тысяча, а от тысячи три тысячи.
 
   Когда угощались, к трапезе присаживался кметь (староста) украшенный венками; после еды, кто-нибудь один снимал венки, а девушки пели следующую песню:
Песня 6.
   Угощает Има царь, да потчует семьдесят королей, да семьдесят юнаков, да вот уже и личень- день, Велесов – день настал и все жертву Богу воздают. Двенадцать волов ему отдают и коров. И златую трапезу он накрывает, и ему девчоночки служить помогают . Как увидел это Велес Бог усмехнулся, и сходил он с горы, да садится к столу. И вопрошает Иму царя: «Эй, ты, царь, Има царь, да ты мне покажи, кто справляет мой личень- день, да Велесов - день, да кто мне жертву воздает. Я того дарами одарю , его белым венком награжу, чтоб его он отнес в кошару, чтобы стадо тельцов да плодилось , от одного же тысяча , а от тысячи три тысячи. А кто жертву мне не воздал, дарами того не одарю не дам тому бела венка, а у кого нет бела венка, у того и кошара пуста!»
   В ответ Има царь так ему говорит : «Ой, Боже мой, Велес Бог, хвала тебе! По всей земле идет твой личень - день, Велесов - день! Семьдесят королей жертву возносят, двенадцать коров тебе в требу приносят. Тебя угашают, и почитают, златую трапезу тебе накрывают. Давай, Боже, белые венки, чтоб плодились стада тельцов, от одного же тысяча, а от тысячи три тысячи - да ораять чтобы поле и сеять. И пресное молоко коровье доить, и тебя при этом хвалить» Царь ему такую думу сказал, и Бог ему благосклонно внимал да светлой главой в ответ закивал, и семьдесят он королей одарил, и каждому белый венок он вручил.
 
    Каждый брал по венку, которыми был украшен кметъ, потом одна из девушек уходила туда, где находился скот, и украшала кошару и пела следующую песню:
 Песня 7.
  Три Юды самовилы да во степи, белые венки посвили да позлатили, и Велеса Бога украсили, светлую главу его белым венком, да и речь ему рекут: «Ой, ты, Боже, родной братец! С утра наступил твой личень - день, Велесов день на земле тебе требы воздают, да двенадцать коров отборных подают. Слава тебе на земле и на небесах! Венком тебя белым, брат украсим.
   Сойди ка ты братец, слети-ка на землю, да садись-ка братец к казану, где младые воины, и младые короли, и кто будет восторгаться белым венком, тому ты его и отдашь, и понесет он его к себе домой, чтобы украсить волицу и теперь у него будет девять волов, да девять коров, да за год ещё прибавится двенадцать.
   Рукой ты благодать сотвори с неба на волицу её пошли и волицы всё выполнят, от одной же родится тысяча, а от тысячи три тысячи, а если не дашь бела венка позлаченого, будет волица одна одинешенька, и поля останутся в запустении, дворы тогда тоже опустеют и малы дети заплачут, да захныкают потому что хлеба они не едят, ведь даже двух волов не осталось. И волица теперь без упряжная.
 
 
                                      Другая хороводная песня.
Песня 8.
Боже ты наш, живой и сущий в нашем селе да твой личень- день, Велесов - день. Да требу ты уж царь сотворяй, в жертву, девять коров да девять волов отдавай. Мольбою тебе молимся, чтоб десной рукой ты волицу, да вола благословил, и на год, да и на три года, соединил. И будет у них от ста - тысяча, а от тысячи- три тысячи. Ой, ты Боже наш, да ты живой и сущий, услышь же, Боже нашу мольбу! Пусть будет тебе весь год - личень день, Велесов - день, и тебе жертву мы в коле воздаем, да девять коров, тебе подаем, девять коров да отборных - Гей, гей о Боже наш сущий, живой и всемогущий!
Категория: Праздники | Добавил: Велемудр | Теги: скотоводы, Власий, домовой, Велес
Просмотров: 1463 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
ЯРИЛО
Славянская лавка
Поиск
КРИСТАЛ СИЛЫ
Славян. праздники
Праздники славян
Руна Дня
МУДРОСТЬ
Гадание Пифагора
Совместимость имен
НОВОСТИ