В Лето 7523 от С.М.З.Х. (2015г.), 11 января Праздник Родогощь (Чуров День), а 14 января Зимний день Бога Перуна.
Это дни когда поминали наших предков Чуров-Щуров–пращуров и Бога Перуна, который освободил их души в древние времена из Пекельных миров. Считалось, что после освобождения наших предков завлеченных в Пекло обманом, они гостили у своих родичей на земле, а потом отправлялись в высшие миры Слави, для дальнейшего развития. Поэтому этот день еще и называли «Родогощь», когда члены нашего Рода и сам Бог Перун приходят к нам в гости. На этот праздник Родогощь накладывался еще и день победы Бога Велеса над Кощеем. Заканчивались эти свята (праздники) Зимним днем Бога Перуна (наступает через три дня после Родогоща). Некоторые славянские рода (например болгары-помаки) отмечали начало нового круголета именно от этих праздников (другие от Коляды, от Овсеня, от Красногора). Ниже приведем краткий перевод песен болгар-помаков соответствующих этому свято, которые были записаны и изданы С. Верковичем в 1871 г. И так:
В селе песнопевца, пятьдесят лет тому назад (считать от 1871 года), праздновали Щуров день, а потом наступление Нового года (или зимний день Перуна) после того как пройдут Маросные дни. Одна из выбранных старостой девушек объявляла начало этому свято следующей песней:
Песня 1.
Перуница Юда самовила (богиня Перуница)
С горы Белой, так проговорила:
«Ой, царь, что ты дома сидишь
И в Светлых Богов не веруешь?
Ты малых детей собери и наряди,
Да в пещеру к Сивому (седому-белому) Перуну их пошли.
В руке его посох золотой,
Могучей силой налитой,
Им он Чернобога и Суру Ламию ударял,
Пращуров из темных миров освобождал,
И врата ведущие в Пекло потом замыкал (и завалил врата междумирья ведущие в Пекло).
Щуров –день теперь настает,
Родогошь к нам всем идет.
В руке у Перуна посох золотой,
Конь под ним летучий да борзой,
На главе его три птицы сидят
Во все стороны они глядят.
И входит он во все дома,
Смотрит в доме закрома,
Да садится он к огнищу,
Где готовят малые дети пищу.
И протянув десную (правую) руку,
Вкушает он Щурав Будник (кутю)- ругу.
И так там живы будут малы дети, до старости почтенной.
А где не готовят Щурав Будник(кутю), там черная година нетленна.
На них Сива Бог, разгневался
Три змии прожорливые выпускал,
В десною (правую) руку там саблю, сияющую брал,
А с левой руки молнию в поле направлял,
И поле всё там погорело,
Белая пшеница не поспела.
Девушка, тем что пела песню, оповещала станицу-село, и все узнавали от неё, что надо начинать готовить кутю (рисовая или иная сладкая каша) для встречи усопших родичей, а также начинать готовиться к встрече новой годины. Потом собирались старики со всей станицы-села и готовили все необходимое для встречи родичей и новой годины. Перво-наперво посылали они одну девушку, чтоб прошла она по селу и собрала других девушек, чтобы идти на гору, набрать дров для приготовления Будней вечери (кути). С девушками уходили и юноши, они рубили дрова, а девушки собирали их и относили в станицу-село.
Старик (голова-староста) встречал у себя всех старцев села, давал дров, которые принесли девушки и им заповедовал, когда зайдёт Солнце, чтобы развели огонь. У разведенного огнища садился сам старец-голова и следил, что бы там не погас огонь. Девушки начинали готовить вечерю (на отдельном огне), в которую кроме кути входили и печеные пресные белые пышки и куры и пироги. Всё это называли одним именем «Щурав Будник». Когда уже сготовится Будник, ставили трапезу к огнищу, где сидел голова и к трапезе никто не садился, пока не взойдет заря (вечерняя), потому что верили, что с ней приходил Бог (вместе с почившими пращурами) и подсаживался к огнищу и вечерял Будник. За трапезой следил старец-голова (староста) пока не рассветёт.
Выходили три девушки, да ходили по селу и приглашали юношей к «Ясному огню» (святому огнищу разведенному стариками), чтоб запалить от него свои свечи-лучины и этими свечами развести заново в своих домах огонь, этот огонь считали святым.
Когда собирались молодцы во дворе, где совершали праздник и воздавали жертву, да угощались, старец брал у них свечи и зажигал их от огнища, в котором не погасал огонь. Девушки пели следующую песню:
Песня 2.
Ой, Сивый (седой-белесый) Бог Перун, не гневайся ты!
Пусть не будет Черной годины, послушай наши мольбы,
Пришли уже воеводы, да воины, подай ясный огонь ты им,
Чтоб запалить от него лучины, что наполнены светом твоим
Разнесем мы тот свет по домам
И светлая година тогда придет к нам.
Утром собирались юноши и девушки в одно широкое место, да играли хороводы и пели следующую песню:
Песня 3.
Ой, Сива Боже живой огонь у нас горит,
И у Перуна лик уже златым светом блестит,
Вокруг него все ясные птицы порхают, на небеса летают,
Седлал тут Сива Бог коня и проходил он по земле,
И золотая чаша у него в десной (правой) руке,
В чаше той студёная вода, и росит он её на поле наше сюда.
И Перун Бог уже не Сивый, а Златой,
Его Перуница Юда напоила светлой водой,
И больше он не гневится,
К станичникам за трапезу садится.
Ведь черная година теперь уже миновала,
И Перуница малым детям жить до старости пожелала.
Когда проиграют хороводы в течении нескольких дней и отпразднуют зимний день Перуна, то вечером 13 января (щедрый вечер) , юноши и девушки хватали за руку старца и уходили в какую ни будь пещеру (или капище), где верили, сидела Первая (Перуница) Юда, которая объявила этот праздник (обычно её изображала одна из девушек). Ей воздавали требу, а девушки пели следующую песню:
Песня 4.
«Ой, Перуница (Первая) Юда самовила,
Ты Перуна святой водой поила,
Наш царь, тебе жертву хочет воздать,
Три курицы чернавицы отдать.
Тебя ведь Бог к нам на землю посылал,
Что бы скорее Щурав –день наступал».
Перуница Юда самовила из пещеры выходила,
Да девчатам и парням так говорила:
«Ой царь, что же ты стоишь?
Чего ждёшь, что молчишь?
Во дворец ты иди,
И малых детей созови,
И пошли их по граду гулять
От двора ко двору песни петь и щедровать.
Кто им подарок подарит,
Тот до старости жизнь будет править.
На ниве у того белая пшеница
С яблоками в саду уродится».
Вернулся царь во дворец, и малых детей собрал,
Да щедровать и песни петь их посылал.
Щедрый вечер по народному календарю приходится на 13 января. Перед современным старым Новым годом. В этот день дети ходили по дворам и щедровали и при этом следующую песню напевали.
Песня 5.
Наш Пращур главный-Сварог Бог
Пошли всем людям здравый год!
Перун привёл нас во садок,
А Перуница дала нам свить белый венок.
Нам Первая Юда самовила службу эту поручила,
Ходить от двора ко двору, и петь песни Богу Сварогу и Перуну
И кто подарок нам подарит,
Тот своей жизнью до старости сам правит
На ниве бела пшеница, у того уродится.
А в долгой жизни худого ничего не случится.
Песня 6.
Ой, Сварог наш Пращур где ты еси,
На земле или в Прави? Куда мольбу нам нести.
Чтобы на гору Белую к роднику ты сошел
И Живу Юду самовилу с собою привел.
В руке её чаша-братина златая,
Пусть нальется вода туда живая
Да сойди же к нам, Сварог Бог!
Ведь Щурав день прошел уже свой порог.
Ходили мы от двора до двора
Наступил уж и Зимний день Перуна.
Подарками нас всех одарили
Но светлой водой еще не поили
Прысни теперь Боже, той водой на поля
И где живая капля с небес упадет
Там будут все живы, здоровы и никто не умрет.
На поле чистом уродится пшеница,
И с тем кто тебя хвалит счастье случится
Силён ты, Боже и что только велишь
То сразу без маеты негаданно и явишь.
Дети потом возвращались во двор, где находился старец-староста, а девушки запевали следующую песню:
Песня 7.
Ой, царь-государь, что сидишь
И на небеса не глядишь
Ты быстрее собирайся
И на гору отправляйся
Чтоб протянуть десную (правую) руку к небесам,
И воздать славу всем предкам и богам (знамение славы).
Потом прокричит там Жива Юда самовила:
«Чистую воду я Сварогу наточила,
И ею службу Богу сослужила.
Ее Сварог с златой чаши пил,
Встряхнул десную руку, и на землю пролил.
Прыснула вода на весь ваш народ.
Здравствовать вы будете да целый год».
Когда девушки пропевали эту песню, все вместе шли на гору (или возвышенность), где девушки запевали следующую песню, которой хвалили Богов и всех Пращуров:
Песня 8.
Ой, Боже Сварог бог, Пращур наш!
Где ты, Боже, на земле иль на небесах
Хвальбой тебя хвалим мы все
Подняли десные руки к вышине
Прысни Боже нам чистой водой,
На дворы и нивы, водою живой.
Сойди боже на землю сойди
Святою водою всех окропи
Мы славу тебе сотворяем
С новой годиной всех поздравляем.
Тебе, Боже, жертву воздаем
Требы наши через огонь отдаем
НА ЩУРАВ день (Родогошь). от другого певца
Песня 1.
Ой, Сива-Пращур! Садился Сива в вышине,
На зеленую гору, здесь его златой кладенец,
А в нем жаркая святая вода,
И от неё огонь до самого неба.
Там Жива Юда сидит у огня
В позолоченные одежды одетая вся.
В десной руке у неё ковш золотой,
Жаркой водой он до краев налитой.
Она Сиве Богу службу великую служит.
Жаркую воду ему стужит.
А девчоночки в поле жертву воздают
И Богу песни такие поют:
«Ой, Боже Сива Перун! Тебе жертву, воздаем,
В твой личный день песни поем.
Днесь ты с небес до нас сойди.
Как напьешься жаркой воды, чашу подними,
И прысни на нас этой светлой водой,
И будем мы жить тысячу лет от воды той живой».
Так девушки песню поют,
Богу молятся, и живую воду ждут.
И вот Сива Бог Юде речь говорит:
«Юда Жива самовила, от меня наказ возьми,
Чтоб наточить всем жаркой воды,
В руке твоей ковш золотой,
Слети ты на поле и девчонок возьми с собой,
Они для тебя венки берут
И в крепкий град тебя сведут
И ты пойдёшь от двора ко двору,
Там златые венки обовьют главу твою.
Ведь ты Богиня новой годины!
Три дня тебе быть на земле, (от Родогоща до Зимнего дня Перуна три дня)
В наступившей там тёмной мгле».
Жива Юда послушалась, и пошла
Жаркой воды наточила она
И вниз она к девушкам сошла.
И каждая венок ей дала.
Девчата песни ей поют
И живую воду пьют:
«Ой, Юда прысни жаркою водой,
На того кто требу разделил с тобой.
Ты Богиня и ждет тебя наша земля
Ведь на неё пришла из Пекла мгла».
(на Родогощь кроме гостевания наших предков, накладывается и еще один праздник, это день победы Бога Велеса над Кощеем, просто эти события происходили в различные временные периоды, далеко отстоящие друг от друга).
Вылез из Пекла лютый змей,
Этот змей настоящий Кощей.
Боги мольбам людей внимали
И светлого Ярабога (Яростный одно из прозваний Велеса) к ним посылали
И вот с тяжкой булавой в руке
Бог Яр-Велес уже на реке.
И девушек он вопрошает
О змее-кощее их пытает
Девицы, заплакали, закликали,
Светлому Яру так сказали:
«Тот лютый змей девять девиц забрал
Да на реку с ними убежал, но вернуться обещал».
Яр-Велес на реку отъезжал
И там трехглавого змея увидал.
«Эй, ты змей, скоро утонешь в этой реке,
От тяжкой булавы в моей руке.
Боги меня на землю послали,
Рассечь тебя на куски приказали.
Светлый Яр булаву поднял,
И три главы змею разом снял,
И оттуда три реки изошли:
И вокруг земли они прошли
Первая река зелена вина,
Вторая река бел молока,
А третья свежего медка.
Как девушки это увидали,
Белого коня, под уздцы хватали,
И Ярабога в гости приглашали.
Дары ему дарить обещали.
Но светлый Яр им так сказал
И крепко–накрепко приказал:
«Я к вам, девы сейчас не пойду
И подарки Ваши не возьму
Но как только мой личный день придет
Пусть народ тогда мне требы и принесет».
Ещё слов он не досказал,
Тронул коня и на небеса поскакал.
Девчоночки же во дворец побежали
И царю все рассказали.
К нему явилась так же Жива Юда самовила,
И царю то же все повторила:
«Эй, слушай, Сила-царь меня,
За то что Велес победил сего змея,
В его личный день требу Богу воздай,
Когда день сей наступит, девять овнов отдай.
И для меня ты жертву сотвори,
Когда я к тебе приду, всех людей жаркой водой напои».
Речь Жива Юда лишь произнесла, пошел царь все исполнять,
Девять овнов рогатых искать, чтоб Богу Яру в жертву их послать
(на день Бога Велеса на требу пекли печенья с изображением домашних животных)
|