Почитание Природы является неотъемлемой частью Родноверия
(славянского язычества). Причина такого отношения в самой сути
славянской веры, ведь язычество – это обожествление Природы. Мы,
родноверы, не считаем Природу бездушной тварью, сотворённой Богом «из
ничего» на потребу «венцу творения». Для нас она – тело Божье,
вместилище его Духа.
Славянский сказ так говорит о Всевышнем:
Солнце вышло тогда из лица его – самого Рода небесного, прародителя и отца Богов!
Месяц светлый – из груди его – самого Рода небесного, прародителя и отца Богов!
Звезды частые – из очей его – самого Рода небесного, прародителя и отца Богов!
Зори ясные – из бровей его – самого Рода небесного, прародителя и отца Богов!
Ночи тёмные – да из дум его – самого Рода небесного, прародителя и отца Богов!
Ветры буйные – из дыхания – самого Рода небесного, прародителя и отца Богов!
Дождь и снег, и град – от слезы его – самого Рода небесного, прародителя и отца Богов!
Громом с молнией – голос стал его – самого Рода небесного, прародителя и отца Богов!
(…)
Род – все Боги, и вся поднебесная, он – что было, и то, чему быть предстоит, что родилось и то, что родится.
Согласно славянским мифам, Род родил Вселенную из себя самого. Всё
во Вселенной порождено Родом и является им – в разных его проявлениях.
Род есть всё – и потому родноверы чтят Рода во всём. Ведь Дух его
везде: в солнце и луне, дожде и ветре, рассекающих небо молниях и
земной тверди… Поистине: силы Природы суть лики Рода, обращённые к нам –
поэтому без почитания Природы Родноверие немыслимо. Настоящий родновер
просто не может выбросить в реку консервную банку, оставить мусор в
лесу – ведь этим он проявит неуважение к Богу. «Плевать в воду – всё
равно, что матери в глаза», – гласит народная мудрость…
Столь же трепетно отношение всякого истинного сторонника Родной Веры
ко всем живым существам. Говоря словами Светлояра, жреца-хранителя
московской славянской общины «Родолюбие»: «….настоящий язычник никогда
(…) не сломает живое деревце, не раздавит лягушку… Ибо Всевышний – Род –
проявляет себя и в великом и в малом, полагают родноверы». Одна из
важнейших неписаных заповедей традиционной культуры – «Не убивай без
нужды». У многих народов мира (в том числе и у наших предков – славян) в
древности существовал обычай просить прощения у убитого животного или
срубленного дерева, объясняя ему, что это убийство было необходимостью.
Можно сколько угодно смеяться над «наивностью» древних. Но
задумайтесь: кто выше нравственно – первобытный охотник или современный
«новый русский», занимающийся отстрелом уток ради развлечения? И по
сей день Жизнь является священной (не на словах, а на деле!) для многих
народов, сохранивших хотя бы частично древнее миропонимание. Так,
индусы стремятся избежать беспричинного убийства любых живых существ
(знаменитый принцип «ахимсы» – ненасилия). Точно так же поступают
буддисты (как известно, буддизм вышел из Индии). В древнеиндийских
«Законах Ману» сказано: «Сколько волос на шкуре убитого животного,
столько раз убивающий животных из прихоти принимает насильственную
смерть в будущих рождениях». В одном из храмов современной Японии
(жители которой исповедуют не только буддизм, но и «синто» – языческую
веру своих предков) ежегодно совершается заупокойная служба по душам
китов, погибших от рук китобоев…
Итак, каждый, кто действительно является родновером, обязан чтить
Природу, уважать всё сущее – и живое и неживое. В определённом
смысле живо всё – ибо, как уже говорилось ранее, во всём есть Дух Рода.
Выражать же своё почтение к Природе (и единосущему с ней Богу) можно
по-разному…. Почти все родноверческие святодни (праздники) связаны с
природными циклами. Совершая священные обряды, мы общаемся с Богами,
кои суть Силы Мира, благодарим за Дары их…. Солнце-Даждьбог даёт свет и
тепло всему сущему на Земле – как же можно не славить Его? Как можно
не чтить Мать-Сыру-Землю, нашу кормилицу? Пусть «современная наука»
считает Её бездушной глыбой – оставим это на совести «учёных». Мы же,
подобно нашим пращурам, ведаем иное – и потому на каждом обряде бьём Ей
земной поклон… Разумеется, почитание Природы одними ритуалами не
ограничивается – не менее важно чтить её и в повседневной жизни. Тот,
кто на обрядах славит Мать-Землю, а потом обезображивает Её лицо, швыряя
мусор себе под ноги – недостоин именоваться родновером. К слову
сказать, традиционная культура не знает жёсткого разделения на
«священное» и «мирское». Как пишет жрец Светлояр: «Предки наши (….)
всякое дело мыслили как священное, не теряя связи с Богами даже в
бытовых мелочах». По сути дела, вся жизнь родновера – непрерывное
богослужение.
Вообще, в славянской Традиции существует множество разнообразных
практик, направленных на общение с Природой. Хождение по горящим углям,
например, помогает очиститься, избавиться от различных болезней,
укрепить свой дух. Целительные свойства огнехождения объяснимы и с
позиций современной медицины: известно, что на стопах находятся
биологически активные точки, прижигание которых способствует исцелению
от недугов. Растирание снегом, вбирание в себя силы Земли, общение с
деревьями: эти и многие другие духовные и оздоровительные практики
помогают обрести гармонию с Миром, а, значит – здоровье, силу и
мудрость.
Особо следует рассказать об общении с природными духами. Согласно
славянским традиционным представлениям, Природа населена различными
духовными сущностями. В реках и озёрах живут водяные и русалки, в лесу –
лешие, на болотах – кикиморы… Они вовсе не являются «бесами», неким
«абсолютным злом», изначально враждебным человеку. Напротив – от духов
можно получить помощь и поддержку. Для этого нужно всего лишь вести
себя должным образом – человеку, разбрасывающему по лесу пластиковые
бутылки, леший помогать не станет. А тому, кто относится к лесу и его
обитателям с уважением – поможет. Например – выведет на верную тропу,
если человек вдруг заблудится. Кстати говоря, у родноверов есть такой
обычай: при входе в лес оставлять лешему небольшой подарок (ломоть
хлеба, булочку и т.п.). Лесной дух, конечно, хлеб есть не станет – но
важно выразить своё уважительное отношение к «хозяину». Можно даже
ничего не оставлять – просто поклониться лешему, поприветствовать его….
Источник
Радарь Мирослав