У южных славян существует поверие:
давным - давно все животные были людьми, но впоследствии, те из них,
кто приносил ложные клятвы, оскорблял мать, злодействовал, насильничал,
были обращены в животных, рыб и птиц.
Любое животное видит все, слышит все и
даже все предвидит; более того, оно знает и то, что чувствует человек.
Этот божественный дар получен взамен дара речи. Впрочем, будучи лишены
человечьей речи, животные разговаривают между собой. Рыбы, растения,
даже камни когда - то были наделены речью, свободно общались друг с
другом. Недаром же существуют пословицы: "И у горы есть глаза", "И
стены имеют уши", "И камни говорят".
Своим неуклюжим обликом запечатлелся во
многих пословицах, поговорках, прибаутках и загадках лесной воевода
медведь. Его русский народ окрестил Мишкой, Михайлой Иванычем,
Топтыгиным. Если его не трогать, незлобив и даже добр он по - своему,
по - медвежьему. Но охотникам, выходящим на него с топором да с
рогатиной, совсем напрасно полагаться на его доброту: того и гляди из
"косолапого мишки" превратится в свирепое лесное чудовище. "Отпетыми"
зовут завзятых медвежатников, при каждом выходе на охоту провожая их
как на смерть. "Медведь - лешему родной брат, не дай бог с ним
встренуться!" - говорят лесные жители. По медвежьему хотению и зима
студеная длится: как повернется он в своей берлоге на другой бок, так и
зиме ровно половина пути до весны осталась.
Патрикеевною и Кумушкой зовет народ
лису. "Лисой пройти" равносильно со словом схитрить; есть даже особое
слово - "лисить". Лиса - слабосильнее волка да, благодаря своей хитрой
повадке, куда сытее его живет.
Она - "семерых волков проведет": как ни
стереги собака от нее двор, а курятинки добудет. "Лиса и во сне кур у
мужика во хлеве считает!", "У лисы и во сне ушки - на макушке!", "Где я
лисой пройдусь, там три года куры не несутся!", "Кто попал в чин
лисой, будет в чине - волком!", "Когда ищешь лису впереди, она -
позади!", "Лиса все хвостом покроет!" - перебивают одна другую
старинные пословицы и поговорки. "У него лисий хвост!" - говорится о
льстивых хитрецах.
Воплощением слабости и робости является
заяц. "По лесу - лисье жаркое в шубке бежит!" - говорят про него.
"Труслив, как заяц!" - говорят в просторечии о робких не в меру людях.
Заяц не только воплощение трусости, но и олицетворение быстроты.
Поэтому быстрое, едва уловимое мелькание отблеска солнечных лучей на
стенах, потолке и полу называется зайчиком. Это название в народе
относится и к синим огонькам, перебегающим по горящим углям.
Простонародное суеверие не советует вспоминать о зайце во время купания: водяной утопить за это может.
Удивительно, но заяц издревле был еще и воплощением сладострастия, мужской силы. Как поется в одной из хороводных песен:
Заюшка, с кем ты спал да ночевал,
Беленький, с кем ты спал да ночевал? Спал я, спал я, пане мой,
Спал я, спал я, сердце мой,
У Катюхи - на руке,
У Марюхи - на грудях,
А у Дуньки вдовиной на всем животе.
До сих пор в народе верят: зайца увидеть
во сне - к скорой беременности. А у южных славян, для подмоги способу
естественному, еще надо выпить кровь молодого зайца.
Самый любимый и важный персонаж в славянской мифологии с древнейших времен и до наших дней - Мать - Сыра Земля.
Мать - Сыра Земля представлялась
воображению язычника, обожествлявшего природу, живым человекоподобным
существом. Травы, цветы, кустарники, деревья казались ему ее пышными
волосами; каменные скалы признавал он за кости; цепкие корни деревьев
заменяли жилы, кровью земли была сочившаяся из ее недр вода. И, как
живая женщина, она рождала существ земных, она стонала от боли в бурю,
она гневалась, учиняя землетрясения, она улыбалась под солнцем, даруя
людям невиданные красоты, она засыпала студеною зимою и пробуждалась по
весне, она умирала, обожженная засухой. И, точно к истинной матери,
прибегал к ней человек во всякую пору своей жизни. Припадет богатырь к
сырой земле - и преисполнится новых сил. Ударит в землю копьем - и она
поглотит черную, ядовитую змееву кровь, воротив жизнь загубленным
людям.
Кто не почитает земли - кормилицы, тому
она, по словам пахаря, не даст хлеба - не то что досыта, а
и впроголодь; кто сыновьим поклоном не поклонится Матери - Сырой Земле,
на гроб того она ляжет не пухом легким, а тяжелым камнем. Кто не
захватит с собою в дальний путь горсти родной земли - никогда не увидит
больше родины, верили наши предки.
Больные в старину выходили в чистое
поле, били поклоны на все четыре стороны, причитывая: "Прости, сторона,
Мать - Сыра Земля!" "Чем заболел, тем и лечись!" - говорится в народе ,
и советуют старые люди выносить тех, кто ушибся - разбился, на то
самое место и молить землю о прощении.
Земля и сама по себе почитается в народе
целебным средством: ею, смоченной в слюне, знахари заживляют раны,
останавливают кровь, а также прикладывают к больной голове. "Как
здорова земля, - говорится при этом, - так же и моя голова была бы
здорова!"
"Мать - Сыра Земля! Уйми ты всякую
гадину нечистую от приворота и лихого дела!" - произносится кое - где
еще и теперь при первом выгоне скотины на весенний подножный корм.
"Пусть прикроет меня Мать - Сыра Земля
навеки, если я вру!" - говорит человек, давая клятву, и такая клятва
священна и нерушима. Те, кто братается не на жизнь, а на смерть,
смешивают кровь из разрезанных пальцев и дают друг другу по горсти
земли: значит, отныне родство их вечно.
А в стародавние годы находились такие
ведуны - знахари, что умели гадать по горсти земли, взятой из - под
левой ноги желающего узнать свою судьбу.
"Вынуть след" у человека считается и теперь самым недобрым умыслом.
Нашептать умеючи над этим вынутым следом - значит, по-старинному
поверию, связать волю того, чей след, по рукам и ногам. Суеверные люди
боятся этого как огня. "Матушка - кормилица, сыра земля родимая, -
отчитываются от такой напасти, - укрой меня от призора лютого, от
всякого лиха нечаянного. Защити меня от глаза недоброго, от языка
злобного, от навета бесовского. Слово мое крепко, как железо. Семью
печатями оно к тебе, кормилица Мать - Сыра Земля, припечатоно - на
многие дни, на долгие годы, на всю жизнь вековечную!"
По воззрению южных славян, земля плоская
и круглая. На краю света купол неба соединяется с Землею. Землю держит
на роге вол или буйвол; время от времени он устает и перебрасывает
ношу на другой рог - отсюда и землетрясения.
В подземном мире тоже живут люди, все там устроено по-нашему: те же растения, птицы, животные.
При сотворении мира вся - вся земля была
ровная, но когда Господь рыл русла рек и морей, пришлось ему из песка и
камней создать холмы и горы.
"Земля сотворена как человек, вместо
власов былие имеет!" - уверяли древние всеведы, а потому наделяли
былие, зелие - траву - волшебными свойствами Матери - Сырой Земли.
"Целебна трава, если собирать ее знаючи", - говорят в народе. Такие
особенные знатоки травяных зелий и "лютого коренья" назывались
залейниками, травознаями, и ходили они по лугам и лесам, как в
насаженном собственными руками саду: всякой травы, всякой былинки знали
свойства и место.
Источник
|