Где и сколько у нас чувствительных нервных окончаний (на поверхности
тела)? Оказалось, "холодовых" - 300 тысяч, а "тепловых" - 30 тысяч.
(Кстати, на подошвах "холодовых" тоже в 6 раз больше, чем тепловых!)
Почему? Зачем это Природа одарила нас таким количеством рецепторов к
"холоду"? Она спасает всех животных таким же образом - зайцев, волков,
медведей (всех, кто ходит "босиком" по снегу зимой). Я проверял у своих
детей, какова температура подошвы и стопы с помощью электрического
безынерционного термометра - он сразу дает показания. Оказалось,
температура стопы и подошвы всегда равна температуре пола в помещении.
Например, у нас она равна 20~C - соответственно такой же будет
температура подошв.
"Холодно тебе?" - спрашивает наша бабушка Аню.
"Нет," - и побежала. А бабушка: "Она еще маленькая и не понимает, что у
нее замерзли ножки." Тогда я спрашиваю старших своих ребят: "Холодно
босиком?" - "Нет, не холодно, не чувствуем холода."
Оказывается, когда босые ноги холодны и вы так, босиком, ходите
постоянно, то они не мерзнут, такого ощущения нет. Поэтому и пес бегает
всю зиму "босиком", и у него лапы не мерзнут. Если, к примеру, измерять
температуру подушечек его лап, то она тоже будет равна температуре
почвы: на почве 12~C - у него на подушечках 12~C, на почве 5~C, и у него
5~C, а вот при минусовой температуре у него на подушечках всегда 0~C.
При нуле не тает снег и лед и, значит, не мокнут лапы, и кровь при нуле
не замерзает (она соленая), а нормально функционирует и "питает" лапы
собачьи.
Смотрите, как разумна Природа. Так вот дайте же возможность работать этим самым терморегуляторам у вас и ваших детей.
Есть и такие терморегуляторные механизмы. Если вы долго купаетесь
летом, кожа становится "гусиной" - это термоадаптивная реакция. А
выйдете на берег - дрожите, зуб на зуб не попадает (вы потеряли много
тепла, и не успели еще его "создать"). И начинаете прыгать - греться. То
есть поддерживаете постоянную температуру внутри тела. К чему я веду.
Реакции адаптивные надо поддерживать, чтобы они функционировали.
Когда ребенок не испытывает перепадов температуры (а мы привыкли
постоянно держать его в тепле), у него все терморегулирующие реакции
будут отмирать. Как результат: открытое окошко - и простуда.
Как мы поступали со своими детьми?
Во-первых, до всего доходили сами. Как бы все на ощупь шли. Сначала
ребят только дома пускали босичком: все дошкольное детство (зимой и
летом). При этом делал я следующее. Спит кто-то из них под одеялом, а я
меряю там температуру: она 32-33~C - термокомфорт, блаженство. В этих
условиях организм отдыхает, сердце очень медленно работает, потерь тепла
нет, теплоотдачи нет. Утром (я специально записал этот случай, потому
что удивил он меня) вскакивает шестилетняя Любашка, спускается (они у
нас спят на втором этаже) вниз и - на улицу, потому что не было в доме
теплой уборной. Прибегает: "Ой, как в доме тепло, хорошо!"
Я
смотрю: она, как была в одних трусиках, так и на двор, а там минус 31~C
(ну был такой день в Подмосковье). Понятно, думаю, почему ей "тепло,
хорошо", хотя в комнатах около 20~C. А теперь смотрите, сколько
температурных перепадов испытала Люба: комфорт под одеялом 32~C, в
комнате 20~C, на улице минус 31~C. Значит, перепад составил 63~C. И это
буквально за 2-3 мин. Вот это, очевидно, нормальный перепад, на который
должен настроиться организм и работать в нем.
В медицинской
литературе предлагают такой способ закаливания: нагрейте воду до 34~C,
опустите в таз губку, "отожмите ее, выньте из-под одеяла обтираемую
часть тела..." Так и написано, буквально почти цитирую, это из сочинений
академика Студеникина, а я выучил наизусть. Смех да и только, когда "по
частям" вынимают из-под одеяла ребенка. Но не в этом главное, а в
другом. Цитирую дальше: "через 5-7 дней снизить температуру на один
градус", т.е. вместо 34~C вода должна быть 33~C (!). В природе не бывает
перепада температуры за неделю в 1~C. Не найдешь такого явления. Вот
описанный выше случай с Любой от плюс 32~C до минус 31~C - есть!
А теперь вопрос: что это - закаливание? И что будет с вашим ребенком, если следовать советам академика Студеникина?
Ну... когда-нибудь над этим вопросом, надеюсь, задумаются. А сейчас все
и все принимают на веру, друг у друга переписывают "советы" эти по
закаливанию. Только один врач пишет, что через три дня следует снижать
температуру воды на 1~C, другой - через четыре дня, третий - через
неделю, а все, как говорится, хрен редьки не слаще. Никакой закалки,
конечно, тут не будет.
Очень часто меня спрашивают: как же
так случается - вот закаливали ребенка, а он вдруг заболел? Дело в том,
что болезнь может быть связана с совершенно другими факторами: с тем,
как ваш сын или дочь одеты, как двигаются, как вы их кормите. Есть, на
мой взгляд, и чисто "психологический секрет": ваше родительское
убеждение в том, что он болен и насколько сильно.
Так же
дело обстоит и с пребыванием в яслях и детских садах и частыми болезнями
детишек, их посещающих. И дело, оказывается, не в системе закаливания, а
совершенно в другом. Необходимо только внимательней относиться к своим
детям.
Одна моя знакомая, врач, рассказала такой случай.
Вызывают ее к второкласснику, мальчику 8 лет. Каждый день у него перед
уходом в школу температура поднимается до 38,3-38,5~C. А по всем
симптомам совершенно здоров парень. Но врач нашлась и предложила: "А
может, отправить его на неделю к бабушке? Но, мама, вы чтобы туда ни
шагу всю неделю". (Бабушка через два квартала жила.) Пока мальчик у
бабушки находился, никакого повышения температуры не было, и со школой
все в порядке. Вернулся домой, в первый же день температура подскочила
до 38,3~C перед уходом в школу. Причина? Мама со страхом ждала этой
температуры! Этого оказалось достаточно, чтобы у мальчика по утрам
подскакивала температура.
А теперь вернемся к проблеме
закаливания. Весь первый год старайтесь держать малыша в основном в
одних трусишках. Ну, рубашонку наденьте. Но ножки должны быть босыми все
время - и днем, и ночью. А после года, когда ваш ребенок пойдет, на мой
взгляд, ни одна закаливающая процедура рядом с хождением босиком
поставлена быть не может по силе воздействия. Знаете почему? Из-за
продолжительности и постоянства. Закаливающая процедура длится 5-20 мин,
и перестройка организма будет пустяковой, а здесь, когда малыш целый
день ходит босиком, длительность и постоянность сыграют положительную
роль.
И еще одно. Вопрос укрепления иммунитета ребенка.
Тем, что вы позволяете работать терморегуляторным механизмам вашего
малыша - от комфортного состояния под одеялом, комнатной температуры и
выскакивания на улицу или балкон, - вы заставляете его ощущать этот
перепад. Где-то я прочитал, что результаты закаливания ребенка держатся
всего-навсего 5-7 дней. Если вы через 5 дней начнете его кутать, - все к
черту. Вся его закалка, и все ваши завоевания полетят в тартарары.
Ко мне не раз обращались с вопросом: "Если ребенок болеет, нужно ли
прекращать закаливание по вашему методу?" Для начала расскажу об одном
эксперименте. В Воронеже группе из 15 студентов предложили в течение 10
дней в определенном месте и в обусловленное время (был подписан договор,
всех ждало вознаграждение) стоять на холодном бетонном полу босиком по
15 минут. В первый же день некоторые сопатили. На другой день все
поголовно пришли с насморком. А их приводят опять в подвал и говорят:
"Разувайтесь!" - "Да вы что! Мы же больные все! Нам же нельзя!" - "Нет,
ребята. Эксперимент. Разувайтесь! Договор подписали?" - "Подписали". -
"Разувайтесь!" И так каждый день. На четвертый день один из них сказал:
"А у меня все прошло - не чихаю и не кашляю..." На девятый день у
последнего насморк как рукой сняло. Вы понимаете? Произошла перестройка
организма, его адаптация к новым условиям. Этот эксперимент лишь
подтвердил мои мысли.
Я уже говорил ранее о питании на
первом году жизни младенца. О рекомендациях врачей докармливать малыша
при недостатке грудного молока. Эти советы их неубедительны. Мало молока
- все равно не соглашайтесь, если хотите сохранить ребенку здоровье.
Добавки смесей угнетают бифидусфлору (микрофлору кишечника), и у ребенка
ухудшится пищеварение, будет пучить животик, а тут слезы, капризы,
разом все прочие неприятности.
Сколько же времени следует
держать малыша на грудном молоке? Французские специалисты считают, не
менее трех месяцев, профессор Аршавский - не менее шести. Но есть и
такое мнение - не менее девяти месяцев (плюс вода). Я же утверждаю (и
уже говорил об этом) - до первого зуба. Первый зуб - это сигнал, что
молока не хватает. А природа "выпустила" зуб, чтобы что-то еще добавить в
рацион малыша. Он уже сможет скоблить, кусать. Пожалуйста, давайте
ребенку смеси, пюре - все, что угодно, они ему не повредят! Но помните:
надо давать работу только что прорезавшемуся зубу. Как говорят в в
народе, "давать на зубок" (и сухарик, и яблочко, и морковку) .
Когда нашей внучке было месяцев десять, она "вспарывала" пальчиком
кожуру банана (по длинному волокну), потом доставала оттуда мякоть и
ела. Так вот ребенок в десять месяцев может сам добывать себе пищу! А
Анюта в восемь месяцев обкусывала маленькое яблочко, еще зеленое,
крепкое-крепкое. Она вонзала два своих зуба в яблоко, оттуда сок кислый
брызжет, ей приятно. И это совершенно нормально. Так и должно быть. А
бабушка в крик: "Брось, брось эту гадость!" Ну что будешь делать с
бабушкой? Она не понимает, что Надюша не только себе витамины добывает
из этого яблочка (там чистая аскорбиновая кислота), но и делает себе
своеобразную иммунную прививку, потому что взяла яблочко прямо с земли,
где бактерий всяких сколько угодно.
Мне бы хотелось
рассказать о проблеме диатезов и аллергий. А она связана с питанием
малыша на первом году жизни. Сейчас у многих детей на все аллергическая
реакция: на апельсины, на шоколад, на запахи, на пыль... На что только
нет аллергий. И больше всего на пищевые продукты. Вы не хотите мучиться
от этой ерунды, делайте реальное дело: не лишайте новорожденного
молозива, кормите как можно дольше грудным молоком.
Вам,
наверное, никогда не доводилось заглядывать в рекомендации медперсоналу
родильного дома? Есть там такой пункт #18: "Искусственников, склонных к
аллергиям, в 10 раз больше, чем естественников". Вот и весь секрет. Если
хотите, чтобы ребенок у вас с аллергиями и диатезами не знался, мамы,
кормите его сами. Как только начнете докармливать смесями, откроете
дорогу этим недугам. А они, естественно, тормозят физическое развитие
ребенка, да и не только физическое - умственное, как теперь принято
говорить, интеллектуальное... Источник