Светильник из Гнёздовского кургана, IX в. Напоминает богиню Тару.
Полагаю, толкование Тартарии, как земли богини Тары, вполне имеет право на жизнь, хотя и вряд ли оно станет общепринятым.
И я имею в виду не Россию (у нас всякое может быть), а прежде всего Западную Европу да, наверное, и весь остальной "крещёный мир", то есть христианские страны, имеющие т.н. классическое образование.
Почему? Да потому, что для Европы Тартария всегда была именно землею Тартара, то есть царства мёртвых. Изначально о Тартаре, как о сём царстве, — точнее как о месте в самом глубоком и дальнем углу сего царства, заявил ещё в VIII. до н.э. древнегреческий поэт Гесиод в «Теогонии»: "Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный, сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких..."
Кстати, и для Гесиода и древних греков Тартар был также и неким стихийным богом — cыном Эфира и Ночи, или Геи... Но кроме сего положения где-то в недрах Земли, в самых дальних и глубоких местах Аида, греки указывали и конкретное географическое место его положения.
Так уже Гомер в том же VIII в. до н.э. проложил путь в Аид для своего горемычного Одиссея "В область Аида, где властвует мрачная с ним Персефона..."; и далее, когда герой таки добрался до сего царства уточнил: "там находится город народа мужей киммерийцев"...
И таким образом, согласно Гомеру, Одиссей, во многом повторив маршрут аргонавтов, как раз на Северном берегу Чёрного моря (вероятнее всего, у грязевых вулканов Тамани) обнаружил царство Аида: "Там киммериян печальная область покрытая вечно влажным туманом и мглой облаков; никогда не являет там лица лучезарного Гелиос..."
Сцена в Аиде
Нелишне тут будет вспомнить, что и заключённые в Тартар титаны также обнаруживались греками и римлянами не где-нибудь, а именно в наших землях. Прометей, коего освободил Геракл, у многих античных авторов оказывается тоже прикован где-то у нас.
Так , согласно Эсхилу, Прометей был прикован на скале "в безлюдном скифском, дальнем глухом краю",у края бездны Тартара, и о нём "плачут дочери Колхиды, что не знают страха в битве, плачут скифские кочевья на далеком краю земли, возле вод Меотийских (Азова). Плачут Арии герои, что живут вблизи Кавказа, в городах на склонах скал, ратоборцы, и вторит им острых копий бряцанье..." ("Прометей прикованный", Эсхил, V в. до н.э. ).
Словом, в религиозном сознании европейцев за тысячелетия намертво впечаталось, что земли на Севере Евразии, там где живут ужасные скифы (русы, славяне и т.п.) —это и есть Тартар, или Тартария — страна мёртвых. И даже когда пала древняя вера греков и римлян, эти представления оказались, благодаря классическому образованию, да и, разумеется, масонской идеологии, незыблемым постулатом в мировоззрении европейцев, а затем и американцев. Отсюда следовало и идеологическое обоснование многих войн, кои вела против нас Европа, от походов тевтонских рыцарей и наполеоновских вояк, до гитлеровского нашествия.
А когда в Европе стала складываться картографическая традиция, то эти представления обусловили появление на картах Великой Тартарии, и отождествления её с империей Чингисхана и его наследников, а потом и с Российской империей и т.п.
* * *
Казалось бы с этим всё ясно... И даже в наших рунических книгах ("Велесовой книге", "Ярилиной книге" и т.д.) такого самоназвания как "Тартария" не имеется, поскольку уже и в то время образованные русы (волхвы, князья и т.п.) уже читали и греческую, и римскую литературу, — и это имя, как имеющее негативные ассоциации, ими не могло приветствоваться. Ведь и тогда шла идеологическая борьба.
И тем не менее у нас есть весомые аргументы и за то, что само древнее имя "Тартар" — не есть изобретение западных европейцев, тех же греков и римлян, и что пришло оно из древнего праязыка, от коего произошёл сам русский зык, да и не всегда оно означало именно загробное царство.
Начнём с того, что богиня Тара — славянам хорошо известна. Это супруга Бармы (Пармы), по имени коего, кстати, названы Пермь (и сам тот северный лесной край именуется: Парма). И в честь богини Тары у нас, скорее всего, названы город Таруса, м.б. Трускавец, и приток реки Клязьмы в Вязниковском районе, который так и называется Тара. Наверное, есть и ещё топонимы, это только те, что сам помню.
В русских былинах (согласно ключу былинному) место богини Тары, супруги Бармы, заняла некая Катерина, супруга боярина Бермяты. И в сей былине, т.о. сохранился и текст мифа о Барме и Таре, вошедший теперь в "Книгу Коляды". В Индии она также Тара, жена риши Брахманаспати, а ещё — полагаю — Шатарупа, жена Брахмы. Вспомним, что вообще на всём буддийском востоке почитается богиня Тара (Белая, Зёлёная, Красная и т.п. Тара).
Буддийская богиня Тара
Также она поминается, как супруга Бармы-Ангираса, и в русском манускрипте "Толковой Палее 1477 г.": "Ангенор.. поя жуну именем Тоур... роди сына Мина"... От неё же (и бога Дыя) происходит Лунная династия ариев. По преданию, Барма и Тара (Таруса) даровали славянам письменность и написали первые религиозные книги, а также создали систему гадания по картам Таро.
И, кстати, в традиции Тара — единственная богиня, кою муж, покарав за измену (с Дыем), изгнал из своей земли и отправил в нижний мир (то есть, получается, в Тартар). Так что и тут традиция созвучна нынешним смыслам сего имени...
Однако имя Тары, как и имя Бармы, хорошо толкуется в русском языке. Барма был назван так от того что он "бормотал" молитвы. А имени Тары (Тарусы) близки сродные русские слова и выражения "тараторить", "турусы на колёсах" и т.п. То есть земля Тары и Бармы —это земля прославлений, славянская земля, где понятно говорят (бормочут, тараторят молитвы) и т.п. Сходным образом земли соседей-немцев — Немеччина, это земли немых, говорящих непонятно (сами немцы себя немцами не кличут, их самоназвание "дойче") . Нашу землю соседи также называли и землёй варваров, то есть землёй, где говорят непонятно "вар-вар". Земля "тар-тар", или Тартар, — из той же серии "говорящих топонимов".
Так что изначально имя Тартария — вовсе не было бранным, у него были другие смыслы. Однако называли ли себя наши предки сами варварами или тартарами, — всё же сомнительно. И будет ли переосмысление сего древнего имени в наше время, тоже большой вопрос...
Источник
|