День Купало издавна считался особым. Какие же лучшие обряды сохранились до наших времён?
Лучшие обряды — свадьба Огня и Воды
В этот день, по верованиям славян, отмеченным А. Афанасьевым, свершалась символическая свадьба между Огнем и Водой на земле. Лучшие обряды праздника Купалы связаны с гаданием у воды и купальским костром. Но в то же время, как отмечают многие исследователи, наши предки считали Купальскую ночь «страшной». Это отражено и в произведении Гоголя «Ночь накануне Ивана Купалы». Неслучайно день накануне назывался и Ведьминым днем. Как утверждал собиратель народных пословиц и примет В. Даль, в этот день все колдуньи слетались на шабаш на Лысой горе близ Киева, совершали множество проказ и злодеяний.
Даже обычные люди, не колдуны и не колдуньи, в самую короткую ночь жгли костры на берегах рек, купались в ночной росе и в утренней речной воде, плясали вокруг дерева «Марины» и погружали его в воду, искали целебные и волшебные травы, например, цветок папоротника (как у Гоголя в повести) и охраняли себя от зла, от пришельцев из мира духов.
Лучшие обряды — праздник всех славянских народов
В России летописные источники, свидетельствующие о таком обычае, относятся к XVI веку, более ранних не сохранилось, но мало кто сомневается в том, что традиции Купалы – гораздо древнее.
Официальная церковь долго боролась с этим языческим праздником, прежде всего, из-за «непотребств», устраиваемых в этот день и «нечестивых игрищ». В частности, причина этого — «всеобщий брак», когда допускалось более вольное обращение с противоположным полом, все табу, связанные с плотской любовью, снимались.
Лучшие обряды — самый весёлый праздник
Купало – покровитель молодости (по словам Афанасьева), и, поэтому традиционно веселилась в этот день молодежь. Принято было устраивать «бесчинства», шуметь, буйствовать, ворота и двери бревнами заваливать. Эти бесчинства имели и обережный характер – так как ночь «колдовская», то надо было выявить, где же живут злоумышленники. Обычный человек не будет возмущаться шалостями молодежи, а колдун обязательно пойдет разгонять проказников.
В каждой местности были специальные места для проведения праздника Купалы (И.П. Сахаров), обычно это холмы или возвышенности близ больших и малых рек, озер. Огонь для костров, которым надо было гореть всю ночь («купальских огней»), добывался путем трения, он считался тогда «живым» и «целительным». Через них перескакивали мужчины и женщины. Считалось, что тот, кто выше всех прыгнет через купальский костер, не опалив одежду, тот и счастливее всех в предстоящем году будет. Парень и девушка, которые смогли перескочить через костер, не разнимая рук, непременно поженятся в следующему году. Огонь такой считался чистым и очищающим – через него перегоняли скотину от всех болезней. А сам ритуал перепрыгивания избавлял от злых чар.
Лучшие обряды — спать опасно!
Так праздновали до самого утра – спать в день Купалы считалось и грешно, и опасно. Ведь нечистая сила не дремала. По словам Т. Зиминой, люди верили, что граница между этим и потусторонним миром становилась в самую короткую ночь очень тонкой. Верили, что в эту ночь растения и животные обретают язык, переговариваются, и человек может это услышать. Т. Зимина отмечает, что в этот день ведьмы очень вредили крестьянам, делая «заломы» или «закрутки» на полях. Этим, по верованиям наших предков, занимались или колдуны с ведьмами, или всевозможные нечистые духи.
Согласно быличкам, собранным О.А. Терновской, колдунья являлась на чужое поле в день Купалы, раздевалась донага, распускала волосы, кланялась на четыре стороны и брала в руку серп и жнет. Подобрав колосья, она нагибала их к земле, а правой рукой со спины через голову делала сноп. Залом лишал честного селянина урожая, зато колдун все приобретал. К тому же залому приписывались свойства «колдовского подклада» — нельзя было прикасаться к нему или жать на поле, где он присутствует, а то можно сильно заболеть. Чтобы отпугнуть в купальскую ночь непрошеных гостей, главы семей проводили ее в поле, прячась во ржи с косами, которыми в случае чего подсекали ведьм и навий под ноги.
А тем временем продолжался праздник на поляне. Такой ритуал описывает И.В. Сахаров: срубали дерево, украшали его лентами и цветочным венком, и сажали под ним куклу Купало. Вокруг дерева хороводы водили. Потом относили его к реке, топили ее там, сами шли купаться. Для очищения сжигали на кострах старые сорочки, в особенности рубашки больных.
Лучшие обряды — чудодейственная сила трав
Повсеместно верили в чудодейственную силу трав, собранных на Купало. Сахаров упоминает, что назывался обряд их сбора «зарыванием».
В эту ночь пытались найти цветок папоротника (второе его название, упоминаемое исследователем — («кочедыжник»). Верили, что в эту ночь папоротник расцветает огненным цветом, и было много правил, как его искать. По словам этнографа И.Я. Неклепаева, сбор лекарственных и магических трав тоже был сопряжен с определенными предосторожностями.
Так, верили, что все травы голосом поведают, от какой болезни они лечат, а чтобы нарвать их, нужно очертить вокруг себя круг «Колядовским огарком» (свечой, сохранившейся с вечера праздника Коляды). Тот, кто совершил этот обычай, прославится в качестве знахаря, так как получит обширные знания о свойствах лекарственных растений.
И.П. Сахаров приводит в своем труде «Сказания русского народа» конкретные названия трав, которые собирают знахарки: разрыв-трава тирлич и архилин. О последней в старинных лечебниках говорится, что «она растет при большой реке, срывать ее должно через золотую или серебряную гривну, а кто носит на себе, и тот не будет бояться ни дьявола, ни еретика, ни злого человека».
Трава богатенькая, собранная на Купало, использовалась для гаданий: ее пучки вешали на стену, на имя каждого члена семьи. Чей пучок быстро завянет, тот раньше всех и помрет.
Собирали траву иван-да-марья, составляли из нее веники и парились ими. Также на Купалу лечились росой, которой приписывали целебные свойства. По росе катались, чтобы обрести здоровье и красоту, и в этом чудесная традиция, лучшие обряды, доставшиеся нам в наследство!
Когда знакомишься со всеми этими чудесными обрядами, так и тянет самому прикоснуться к волшебству, рождающемуся в ночь с 21 на 22 июня, почувствовать силу огня и воды, принять участие в празднике! Самое время выехать в лес, на природу, разжечь костер и предаться купальскому веселью. Кто знает, может быть, и папоротник повезет найти?
Источник
|