3 апреля — Водопол (День Водяного) – пробуждение Водяных и Русалок после зимнего сна, начало ледохода и разлива рек.
Другие названия праздника: Пробуждение Водяного, Угощение водяного, Водопол, Ледокол, Праздник рыболовов.Просыпается
Водяной от зимней спячки. Водяной дух ослаб за зиму. Ему нынче не худо
чем-то поживиться да царство свое водяное оглядеть. В этот день
рыболовы приходили к воде в полночь полакомить Водяного-дедушку. Рыбаки
угощали Водяного выливая в реку масло, приговаривая: «Вот тебе,
дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью».
Водяной дедушка — хозяин вод. Водяные пасут на дне рек и озер
стада своих коров — сомов, карпов, лещей и прочей рыбы. Командует
русалками, ундинами и прочими водными жителями. Вообще он добрый, но
иногда любит водяной побаловаться и затащить на дно, какого-нибудь
зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Утопленники кстати тоже
ходят в услужении у водяного.
Водяного
представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим
хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду, зеленые усы.
Мог обернуться крупной рыбой, ребенком или лошадью. Обитает чаще в
омутах, любит селиться под водяной мельницей. Он способен разрушить
запруды, потому его надо умилостивить, принося в жертву какое-нибудь
животное. В застойных озёрах мог представлять горбатого и бородатого
старика с ногами и хвостом, как у коровы.
Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна — самого сильного божества. Такие ключи назывались «гремячими» и это сохранилось в названии многих источников.
В этот день рыбаки примечали: «Если лёд в этот день не пройдёт,
то рыбный лов будет худой». Этому дню предшествовал Тит и Поликарп
Ледолом (2 апреля) – собственно начало ледолома: «Загуляла
река-матушка», «Ворона каркала-каркала да Поликарпов день и накаркала»,
«Лёд ломается хрястно – ходить по нему опасно». На Акулину (7 апреля), по поверьям, Русалки выходят на берег, просят у людей холстины – наготу прикрыть.
Потому-то в этот день, ещё на заре, приносили бабы на берега рек и
озёр чистые льняные рубашки или просто куски холста, веря, что за это
Русалки оберегут от глубокой воды их самих и всё их семейство… Вскоре
после Никиты Водопола и Акулины отмечался Антип Половод (11 апреля):
«Антип воды распустил», «Антиповы водополы – подставляй подолы, жита
некуда сыпать будет».
Кто такой Водяной? (основа текста — Тайгана)
Огонь и вода представляют собой священные стихии, не приемлющие
ничего «нечистого», ими вершился божий суд, ими клялись, у них
вопрошали о будущем… По поверьям вода «выталкивает» из себя все
нечистое. Сам мир изначально был растворен в бескрайних водах. В более
позднее время вода воспринималась как граница между мирами. Издавна у
многих народов существовали обычаи проверять правдивость слов и чистоту
намерений, выводить неправду наружу при испытании водой. Возводящего
поклеп и обвиненного опускали в прорубь или же в реку, и смотрели — кто
первый забьется, запросит пощады, тот и виновен. Считалось, что
«виновному» вода причиняет боль, оттого он и не выдерживает. Чтобы
вычислить неизвестного преступника из числа знакомых (односельчан)
брали чашу с водой, в которую опускали жребьи с написанными именами
всех «участников». Тот, чей жребий никак не тонул, признавался
виновным. Отсюда взялась присказка «вывести на чистую воду».
С
приходом христианства древние верования исказились, продолжая
существовать уже в измененном виде. Раньше хозяин водных пространств —
не важно, море-океана или же самого заросшего болотца — воспринимался
как тот, кто распоряжается судьбой своих владений и всего того, что в
них попадает. Водяной «срастался» со своим владением, и если вдруг
уходила вода, пересыхали озерца и мелели реки, то в народе считалось,
что это «хозяин» ушел. Он мог быть капризным или гневливым, проказливым
или мрачным, ужасным и справедливым, но не выступал как безусловное зло
(как это пытаются доказать христиане). В названии рек сохранилось
почтительное наименование стихии воды: Волга-матушка, Дон-батюшка,
Дунай-богатырь. Водным духам приносились жертвы, их уважали, с ними
находили общий язык.
Существовало разделение на водных мужских и женских духов, в
поздние времена разделившихся на водяных и русалок (речных/лебединых
дев). Сейчас речь пойдет именно о мужских водяных духах.
Будучи
«хозяином», водяной всегда заботился о чистоте своих владений, и его
сила как существа «потустороннего» передавалась месту. Чем заботливей
был «хозяин», тем больше проявлялись магические свойства воды. Люди же,
если не досаждали водяному, могли рассчитывать на его помощь и
покровительство. При содействии водяного рыба сама шла в сети, на
мельнице не заканчивалась мука и т.д. В противном случае улов мог
превратиться в говно, сети — в лохмотья, а спокойная вода — в злую
стихию, сносящую все на своем пути.
Христианство определило всех хозяев водных пространств как упавших с
неба в реки и моря мятежных ангелов, и, соответственно, наделило их
чертами отрицательных персонажей, тем самым противореча изначальному
посылу отторжения водой «дьявольского». На земле же много озер, речек,
ручьев и болот — откуда взяться такому числу грешных ангелов? Поэтому
на роль водяных стали претендовать утопленники, проклятые или
некрещеные люди (младенцы), продолжающие жить под водой. Причем,
считалось, что водяной всегда забирает к себе душу, тело же за
ненадобностью выбрасывает на берег — чтобы люди похоронили, воду не
мутили. Если же тело не находилось, это означало, что утопленник стал
одним из обитателей подводного мира, но кем — «слугой» или «хозяином» —
зависело от личных качеств человека. Также считалось, что «дух-хозяин»
может выбирать среди жертв наиболее достойных, чтобы передать им
власть над местом. В народе водяного называли «водяник», «водяной
хозяин», «водяной черт», «дедушка водяной», «топельник», «волосатик»,
«навной».
Будучи агрессивным по отношению к людям, водяной мог «забирать»
тех, кто купается (особенно в полдень и в полночь, на Купалу или Илью —
периоды наибольшей активности водяного), топить лодки, ломать водяные
мельницы. Однако водяной мог быть и благодарным человеку, если тот,
например, вбросил его с суши в воду и тем самым спас ему жизнь. Тогда
водяной всячески способствовал во всех делах, связанных с водой,
особенно в рыбалке. Чтобы заручиться поддержкой водяного в рыбацком
деле, нужно было заключить с ним союз. Особенно его услугами
пользовались мельники, которые в качестве жертвы забрасывали под первый
лёд сало или свиной окорок.
Водяной,
подобно лешему, может принимать любой облик. Нередки для него
зооморфные черты: рыбья чешуя, коровий хвост, утиные перепончатые лапы и
т.п. Нет проблем у водяного и со сменой пола: прикинуться он может и
женщиной, и ребенком, и мужчиной; может выглядеть как зверь, птица или
рыба, однако перекидываясь в них, достаточно часто оказывается помечен
синим цветом. Для зверя и рыбы это может проявляться в изменении окраса,
для человека же — в голубой крови. (Синий цвет присущ не только водяному, но и лешему, и является определением принадлежности к старым языческим божествам, каковыми они изначально и были).
Подобно всем существам «иного» мира, водяной может иметь какое-то
уродство: например, он горбат, или обладает чересчур большой головой,
или же копытами вместо ног. Впрочем, и у него все же есть наиболее
излюбленный облик. Это либо получеловек-полурыба, чьи черты расплывчаты
и как бы подернуты рябью, либо длиннобородый старик с запутавшейся
ряской меж волос, облепленный грязью и тиной, с большим пузом или,
наоборот, ужасно худой. А если он выглядит как обычный человек, то
опознать его можно по мокрым волосам и краям платья. Впрочем, описаний
водяного довольно много.
Считается, что облик водяного зависит от фазы Луны. Когда Луна
только начинает расти, «хозяин» кажется молодым человеком, когда же на
ущербе — он седеет, превращаясь в старика.
Живет
водяной в омутах, водоворотах, на старых мельницах и под шлюзами, а
также на дне реки. Но обязательно вода, в которой поселяется «хозяин»,
должна быть «живой». Водяному иногда приписывается обладание роскошными,
хрустальными хоромами и сокровищами под толщей воды. Хотя часто быт
водяного рисуется как отражение реальности, без особой роскоши. Ну,
хороший дом, скот (преимущественно черные лошади и коровы), жена, дети…
Активность жизни водяного подчинена колесу года. Зимой он, подобно
лешему, спит, просыпаясь лишь в начале апреля, с приходом весны. Однако
даже зимой можно дозваться до водяного, чтобы, например, он помог в
святочных гаданиях у проруби. Наибольшая же активность лешего связана с
летними праздниками (Купалой, Петровым днем и т.д.). На Купалу, в дни
солнцеворота наиболее мощно проявляют себя все жизненные природные
силы. Вода, в т.ч. роса, обладает в этот период максимально
целительными и очищающими свойствами, водяной же находится на пике
своих возможностей. На Петров день водяной справляет, можно сказать,
«профессиональный» праздник (апостол Петр — «Рыболов», покровитель
рыбных промыслов). Также активен водяной и на Ильинской неделе.
Вероятность встречи с водяным возрастает в «пиковые» моменты суточного
цикла — в полдень и полночь (особенно при лунном свете).
Чтобы
умилостивить водяного, накануне его пробуждения и перед началом зимней
спячки приносились жертвы. В любом случае, водяной «насыщался»
энергией жертвы, которая одновременно являлась авансом (весна) и платой
(осень) за улов. Общение с «хозяином» накладывало на человека ряд
обязанностей и ограничений, не позволявших последнему выказывать
неудовольствие, брать рыбы более, чем требовалось для пропитания,
загрязнять воду; необходимо было вежливо общаться с хозяином, его
«домом».
Водяному также приписывались пророческие функции. Будучи хозяином
вод, которые проникают повсюду, он знал все, что происходит в мире. В
зеркале воды водяной мог показывать и будущее. (Например, на святочные
гадания девушки ходили к проруби, стараясь разглядеть в ней лицо
суженого.) Водяной, а вернее, водяница, мог исцелить, наделить
здоровьем и красотой. Главное — уважительно относится к владениям духов
— «хозяев», не вынуждая их вступать в борьбу за выживание.
Оберегом от водяного считались пепел, свист, а также хлеб из муки,
смолотой на Купалу: съев его, человек не мог утонуть. Однако, говорили,
за обиду, нанесенную водяному человеком, мог отомстить «сухопутный
бес».
Женами водяных являются девушки-самоубийцы, или русалки, которые
рождают «водянёнков». Каждый водоём имел своего водяного, мощь которого
зависела от размеров и опасности реки или озера. В том случае, если
водоемы искусственно связывали, водяные погибали.