В лес или поле за травами можно идти только под защитой оберега.
Сила, достаток, плодородие
Дуб отвечал за силу. Его называли Перуново дерево и не вырубали под
пахотные земли, используя только для вырезания статуй верховного бога. В
нетронутых священных рощах, под сенью самого большого дуба вершились
суды, давались клятвы, приносились жертвы, устраивались праздники… И
передавался от старого вождя новому дубовый посох – символ силы и
власти, прообраз скипетра.
Орешник считался младшим братом дуба и, наверное, поэтому еще деревом
достатка и благополучия. Ведь что такое быть братом дерева, которому
покровительствует сам громовержец Перун? Главное, в тебя не будет бить
молния. Наши предки прятались под орешник, а после окончания грозы
прихватывали с собой его веточки, чтобы защитить от молнии свои жилища.
Археологи утверждают, что орехов хватало не только живым, но и усопшим –
в захоронениях славян находили немало погребенных вместе с покойниками
плодов орешника.
Верба – это плодородие почти в чистом виде. Отломил ветку, воткнул в
землю, глядь – уже дерево растет. Символ непрерывности и постоянства
жизни, это дерево славянского бога солнца Ярилы, его невеста. Гибкая,
стройная верба (ивушка) считалась поэтому еще и символом женственности, в
противовес дубу. Именно вербу наряжают, украшая цветами, в ночь на
Ивана Купалу.
Перун в славянской мифологии считался богом-громовержцем.
Приманка для удачи и секрет против всех ядов
За что отвечал у древних славян хмель, догадаться несложно. В принципе,
Хмель и есть славянский бог, бог-покровитель праздничных трапез и
братчин, бог пчеловодов и медоваров. Муж дочери Даждьбога Сурицы –
богини радости и света, он достойно влился в пантеон славянских богов и
единственный из них, кто, судя по всему, дожил до наших дней. Шутки
шутками, но не стоит забывать, что хмель – растение ядовитое, а Хмель –
божество коварное. И с тем, и с другим надо вести себя осторожно.
Символ здоровья и молодости, вечнозеленая омела растет на липах,
каштанах, тополях, березах и прочих деревьях, в том числе и на дубах. А
все, что растет на дубе, для язычника священно. Наши предки считали, что
омела появляется на ветках деревьев от молнии, когда Перун хочет не
наказать, а наградить. Поэтому, чтобы стать неуязвимыми, перед сражением
надо пить напиток из омелы и привязывать ее ветки к груди. И лучше
всего, если она была срезана с дуба.
Хотя омела действительно обладает рядом лечебных свойств, современные
специалисты не рекомендуют использовать ее при самолечении, поскольку
это растение еще более ядовито, чем хмель. Древние жрецы если и умели
готовить из омелы универсальное лекарство от всех болезней и противоядие
от всех ядов, то секрет этот, увы, утерян.
Хмель – растение ядовитое, и собирать его надо с осторожностью.
Не выходи без оберега!
Плакун-трава растет по берегам рек и водоемов на светлых, солнечных местах. Высокая, стройная, красивая, с листьями, похожими на листья вербы. На них есть устьица, которые выделяют избыток воды при повышенной влажности. Трава плачет! Это свойство растения и стало причиной его обожествления. Плакун не просто плачет, но заставляет плакать и злых духов.
Мать всех трав, она спасала древних славян не только от укуса змей и
бешеных животных, но и от козней кикимор, леших и прочей нечисти.
Особенно ценился корень. Брать плакун-траву нужно было обязательно
только на заре Иванова дня. И никакого металла!
Копать можно было только специальной костяной палочкой. Без оберега из корня плакуна на шее ни один целитель не отправлялся в поле и лес за травами. Не выходил без него и ни один охотник за кладами, ибо мог и не вернуться, потому что не имел защиты от злых духов, охраняющих сокровища.
Цветок, знающий будущее
И, наконец, пупавка – загадочный цветок, знающий будущее. Ее маленькие скромные цветы с желтой трубчатой серединой и белыми лепестками воспринимались нашими предками как земные звезды. Звезды – глаза небесные, пупавки – глаза земные. И те и другие смотрят, а значит, видят и знают, нужно только уметь понимать их язык. В отличие от небесных, земные глаза-звезды имели длинные ресницы, которые можно было потрогать, понюхать, пересчитать.
Ну и погадать на них, конечно. Правда, в те далекие времена гадания
вряд ли походили на сегодняшние. Например, перед охотой на крупного
зверя или перед походом воинов племени на врага слова, обращенные к
пупавке, могли быть такими: «Победим – не победим, домой вернемся –
домой не вернемся»…
Пупавка – пупавка римская – романова трава – романа – ромашка. Так
постепенно изменялось название этого цветка. К ХVIII веку, когда пупавки
стали называться ромашками, с язычеством как с главной религией на Руси
было покончено. И лишь в девичьих гаданиях народная память сохранила
осколки древнего знания языческих жрецов. «Любит – не любит, плюнет –
поцелует, к сердцу прижмет – к черту пошлет – любит искренне –
издевается, встречи ждет – насмехается». Причем цветок обязательно надо
держать в правой руке, а лепестки отрывать – левой. Делать это следует
осторожно, потому как оборвать сразу два лепестка – очень плохая
примета. Зато хорошая примета – если ромашки ночью приснятся.
Можно гадать на выбранном цветке из букета. Если утром «ваш» цветок
будет бодрее других – ждите удач, а если поникнет – сами понимаете.
Интересно, что из всех видов цветов, называемых в обиходе ромашкой (а
это и пупавки, и нивяники, и собственно ромашки), гадать невозможно
только на одной из них – так называемой ромашке пахучей. Это
единственная ромашка, которой не было на нашем континенте в древние
времена. Она попала к нам из Америки, очевидно, с американским зерном.
Так вот, у этой «американской гостьи» совсем нет лепестков, будто на ней
кто-то уже успел погадать!
Всего же на Земле насчитывается более 350 видов ромашковидных растений, треть из которых произрастает на территории России.
Порой это абсолютно разные растения, но со сходным строением цветка. А что, кроме цветка, нужно девушке для гадания! Вот и летят лепестки и у персидской ромашки (она же пиретрум розовый), и у кавказской (пиретрум красный), и у немецкой (она же космея), и у луговой (нивяник обыкновенный), и у нашей главной героини – ромашки римской (пупавка благородная).
Именно из ромашек – римской и луговой – чаще всего плетутся венки в
ночь на Ивана Купалу. При этом нельзя цветы ронять. Уронила цветок –
милому грусть-печаль обеспечена. Девушки венки и в костер бросают (чей
первым сгорит, та и замуж первая выйдет), и по реке пускают (венок
утонул – милый обманул, если расплелся и цветочки поплыли поодиночке –
еще годик в девках придется походить, ну а если благополучно доплыл до
противоположного берега – скоро свадьбе быть).
Увы, нужно признать: из семи священных растений в современном мире
только одна ромашка продолжает худо-бедно исполнять свои волшебные
функции. Хмель окончательно очеловечился. Остальные же отвернулись от
людей, закрылись в себе, хотя, может быть, они и продолжают говорить с
нами, только мы их не слышим.