Хождение к Яге - Уряд женского возрастного посвящения
27.09.2013, 17:17
Эта работа, как видно из её названия, представляет собой не очередное
сугубо теоретическое исследование в области традиционной культуры, а
уряд – то есть практическое руководство по проведению обряда в
современных условиях. Тем не менее, обойтись без «теории» не удастся –
ведь уряд должен быть не взят «из головы», а воссоздан на основании
имеющихся данных о славянском Обычае.
Прежде всего, следует сказать несколько слов о посвящениях и их
месте в Традиции Предков. Феномен инициации (посвящения), хорошо
известен учёным; в той или иной форме инициации присущи всем
традиционным культурам. Современный исследователь А.В. Платов так
определяет это явление: «Посвящение есть религиозно-магический акт
перехода человека из состояния с одним сакральным и социальным статусом
в состояние с другим таковым статусом». [1]
Инициации могут
быть связаны либо с взрослением (возрастные посвящения), либо с
вхождением в какую-либо социальную группу (сословие, профессиональное
объединение, тайный союз и т.п.). Все они (во всяком случае, как
правило) построены по одной и той же схеме «смерть-возрождение».
Посвящения
занимают в традиционной культуре исключительно важное место. Тот же
А.В. Платов пишет: «Различия между обособленными традиционными
категориями индивидуумов являются сущностными и, говоря вообще,
магическими. Ребёнок и взрослый, землепашец, воин и маг, раб и
свободный – все эти и другие категории лиц различаются не только – не
столько! – своим социальным статусом, сколько внутренним качеством,
своей внутренней природой и внутренней же сутью». [1] Обряд посвящения в
Обычае – это средство изменения глубинной сущности человека, его
духовного перерождения. Ведь, не став качественно иным, невозможно в
полной мере осуществить переход из одного состояния (и соответствующего
ему социального статуса) в другое.
Теперь перейдём к основной
задаче этой работы – реконструкции славянского обряда женского
возрастного посвящения, то есть ритуала превращения девушки в женщину,
готовую к замужеству и созданию семьи. Сначала определимся с
источниками. Выдающийся советский исследователь фольклора В.Я. Пропп
видит отголоски возрастных инициаций в народных сказках о Бабе-Яге. [2]
Поэтому, в качестве основных источников для воссоздания обряда, я буду
использовать два фольклорных текста: русскую сказку «Василиса
Прекрасная» и украинскую «Кобылячья голова».
Сюжеты
этих сказок сходны: девушка отправляется в лес, встречается там с
Посвящающей, проходит испытание и получает за это награду. Именно так,
по-видимому, и выглядела женская возрастная инициация у наших Пращуров…
Посвящающая. В
сказке «Василиса Прекрасная» девушку испытывает Баба-Яга.
Исследователи народной Традиции давно уже определили её место в
мифологии славян: Баба-Яга – одно из имён Макоши. На это прямо
указывает её связь с прядением и ткачеством, а также – с судьбой (один
из атрибутов Яги – путеводный клубок).
В «Кобылячьей голове»
место Яги заступает голова лошади. По всей видимости, это одна из
ипостасей Макоши: «У западных славян чучелом огромной белой лошади
пугали девиц, нарушивших запрет прясть в день (…) накануне зимнего
солнцестояния». [3] Баба-Яга, как известно, ведьма, а в славянских
поверьях одно из обличий, которые может принимать колдунья, (причём
самое опасное из них) – обличье лошади. [3] В Белоруссии зафиксирован
купальский обряд, в ходе которого «конский череп, называемый видьма,
укрепляли на высоком месте, над костром, называемым купайло, и сбивали в
огонь, где он и сгорал». [4] Итак, инициацию проводит Макошь. В
обряде её, естественно, должна замещать жрица, переодетая в Ягу и
являющаяся представительницей Богини.
Помощники Богини. Желательно,
чтобы у Посвящающей были помощники. Во-первых, в целях безопасности
(это важно, если лес, в котором проходит обряд, находится близко от
населённых пунктов). Во-вторых, в одиночку жрице может быть тяжело
справиться с ритуалом, особенно, если число посвящаемых достаточно
велико.
В народных сказках у Бабы-Яги есть слуги (кот, собака,
вороны, змеи и т.д.). Я предлагаю использовать образ «гусей-лебедей»,
хотя это, разумеется, не единственный возможный вариант. В. Ронкин
пишет: «В мифологической символике образ гусей-лебедей прекрасно
подходит для роли медиатора (…) птицы (верх), но связанные с водой
(низ), приносящие весну, но имеющие белоснежное оперение». [5]
Существует народная песня (колядка), в которой «гусями-лебедями» названы
колядовщики – пришельцы из Иного Мира: «Напала пороша снегу беленького Как по этой пороше гуси-лебеди летели Колядовщики, недоросточки, красны девушки». [4]
Посвящаемые. Инициацию должны проходить незамужние и нерожавшие девушки, физиологически готовые к браку.
Место. В сказках героиня уходит в лес (по мнению многих
исследователей народного Обычая, в этом случае лес равнозначен Нави,
Иному Миру), где и попадает в жилище Яги. Лишь немногие из современных
родноверческих общин смогут построить для обряда «избушку на курьих
ножках», но можно использовать и менее затратные варианты: к примеру,
шалаш, или даже просто особую ритуальную площадку. Важно, чтобы место
это было связано с Нижним Миром – располагалось в низине, было
оборудовано соответствующими атрибутами (черепами животных и т.п.). Не
советую делать «избушкой Яги» жилой дом – жить в нём после этого будет,
скорее всего, затруднительно…
Время. Для успешного
проведения обряда важно правильно выбрать время. Необходимо отметить,
что в традиционной культуре восприятие времени сильно отличалось от
восприятия его современным человеком. Как пишет О. Гальцева, «Время не
просто утекало, а меняло свои качества, замедляло и ускоряло ход в
зависимости от пространства, в котором находилось. Время могло быть
добрым и злым, полезным человеку и опасным для него, качества времени
придавали событиям особенные характеристики, знание качеств различных
временных периодов давало человеку возможность выстраивать и даже
прогнозировать свою жизнь». [6]
Обратимся к первоисточникам. В
сказке «Василиса Прекрасная» девушка уходит к Яге осенним вечером. В
«Кобылячьей голове» время года не указано прямо, но отправке в лес
предшествуют «попряхи», на которые мачеха посылает свою дочь и
падчерицу. А «попряхи» (посиделки с рукоделием) устраивались осенью и
зимой.
Исходя из этих данных, можно предложить две возможные даты
проведения женской возрастной инициации. Первая из них это, конечно
же, Осеннее Макошье (отмечается в конце месяца жёлтня октября). Вторая –
зимний Солнцеворот (у западных славян существовал запрет на прядение в
это время, что указывает на связь праздника с культом Макоши). [3]
Однако, при отсутствии хорошо удерживающего тепло «жилища Яги»,
проведению обряда могут сильно помешать погодные условия. Поэтому я
предлагаю третью дату, также, по-видимому, связанную с культом Богини –
летний Солнцеворот. Т. Пятница в своей статье «Языческий аспект
народного праздника Пятровки» пишет: «Тому, кто не участвовал в утренних
обрядах накануне Петрова Дня, вешали на крыльцо лошадиную голову,
которую называли килой. (…) Кила это грыжа, опухоль, нарост, то есть
болезнь. Не участвовавшему в обряде преподносилось материальное
проклятие, пожелание заболеть, так как он своим поведением вредил
коллективу». [3] Петров День (29 червня июня) – один из праздников, на
которые после христианизации Руси были перенесены купальские обряды.
Существует версия, согласно которой Макошь и Марена – два имени одной
Богини, а почитание Марены в праздник летнего Солнцеворота зафиксировано
этнографами (в этом случае белорусский ритуал сжигания лошадиного
черепа («видьмы») на Купалу также указывает на связь с культом
Макоши/Марены – ведь ритуально уничтожаемое в этот праздник изображение
Богини часто называли «ведьмой»).
Полагаю, что вполне
достаточный срок для проведения инициации в современных условиях –
сутки (в «Василисе Прекрасной» и «Кобылячьей голове» посвящение тоже
длится недолго). Начало и конец обряда – символический переход в Иной
Мир и обратно; на выбор времени для перехода также следует обратить
внимание. О. Гальцева пишет: «В народной культуре до сих пор
сохранилось понятие так называемых урочных (…) часов. Это особенные
периоды в сутках, как правило, неблагоприятные, опасные. Обычно урочные
часы совпадают с (…) четырьмя важными частями суток: это полдень,
полночь, закат солнца и восход». [6] Опасность урочных часов
обусловлена тем, что в это время истончается граница между нашим и Иным
Миром. Следовательно, это наиболее подходящие часы для перехода в Навь
и обратно. Нужно также помнить о том, что с частями суток соотносятся
времена года, поэтому, если вы проводите обряд посвящения в летний
Солнцеворот, будет лучше начать и закончить его в полдень, если на
Осеннее Макошье – на закате, а если в праздник Коляды (зимний
Солнцеворот) – в полночь…
Ход обряда. Залог успеха инициации –
хорошая подготовка (заранее должна быть приготовлена вся необходимая
атрибутика, пошагово расписан ритуал, распределены роли) и правильный
психологический настрой. Все участники обряда должны относиться к нему
серьёзно, ряженые (Яга и её помощники) – ощущать себя теми, кого они
изображают. Также важно, чтобы посвящению не мешали посторонние –
никаких зрителей быть не должно.
Первый этап ритуала – уход
инициируемых в Навь (лес). Они могут добираться до жилища Яги
самостоятельно; можно также инсценировать их похищение слугами Богини
(как в сказке «Гуси-лебеди»). Второй этап – испытание. Оно включает в себя следующие составляющие:
1.
Проверка знания правил поведения. Яркий пример есть в сказке
«Кобылячья голова»: героиня выполняет все просьбы хозяйки дома
(перенести её в хату, уложить спать и т.д.) и таким образом проходит
испытание.
2. Проверка женских умений. В сказке «Василиса
Прекрасная» Яга даёт девушке такое задание: «Когда завтра я уеду, ты,
смотри, двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, бельё приготовь, да
пойди в закром, возьми четверть пшеницы и очисти её от чернушки». [7]
Третий
этап – возвращение в мир людей. Перед уходом посвящённых Яга должна
вручить им награду. В «Кобылячьей голове» это красота и богатство:
«Дiвчино, дiвчино! Улiзь же менi у праве ухо, а у лiве вилiзь». Вона як
вилiзла iз ушей, дак стала така хороша, що кращої немає. Зараз стали i
лакеї i конi i коляска. Вона сiла у коляску да й поiхала до батька».
[8] В обряде в качестве таковых могут выступать обереги
соответствующего назначения.
В «Василисе Прекрасной» дар Яги –
огонь, который сжигает злую мачеху вместе с её дочерями. Впрочем,
существует вариант этой сказки (Марiйка i Баба-вiдьма), в котором
убийства нет – падчерица приносит мачехе пламя (горящую головню) для
домашнего очага.
Подходящей наградой (хотя этого и нет в
сказках), на мой взгляд, будет понева – юбка особого покроя, носить
которую в старину имели право только взрослые девушки и женщины. После завершения посвящения всем участникам обряда следует очиститься огнём и водой, чтобы смыть с себя влияние Нави…
Дополнения. 1.
Во время инициации стоит постараться создать атмосферу страха –
желательно, чтобы посвящаемые чувствовали угрозу и опасность, исходящую
от Яги. Важно только с этим не переборщить, не демонизировать образ
Богини.
2. Инициация может включать в себя не только испытание,
но и обучение. В сказке «Василиса Прекрасная» Яга рассказывает Василисе,
что встреченные ей по дороге всадники – День, Ночь и Солнце. Можно
ввести в обряд устную передачу посвящаемым славянских мифов, не лишним, я
думаю, будет и обучение женским умениям и волшбе (гаданиям и прочему).
Стоит также учить инициируемых обращениям к Богам (славлениям) и
духовным практикам.
3. Во время нахождения в Нави посвящаемым и
прочим участникам обряда желательно питаться пищей мёртвых –
поминальными блюдами (блинами, кутьёй, киселём и т.п.).
ЛИТЕРАТУРА
1. Платов А.В. Традиционные посвящения – бессмертие и свобода. Альманах «Мифы и магия индоевропейцев», выпуск 10. 2. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Источник: http://kolohod.narod.ru 3. Пятница Т. Языческий аспект народного праздника Пятровки. Источник: http://slavya.ru 4. Назиров Р.Г. Череп на шесте. Международные параллели к одному русскому сказочному мотиву. Источник: http://newmenandr.ru 5. Ронкин В. Гуси-лебеди. Источник: http://kolohod.narod.ru 6. Гальцева О. Добрые и злые периоды (суточные, недельные и годовые) в традиционной культуре Нижегородской области. Источник: http://opentextnn.ru 7. Василиса Прекрасная (русская народная сказка). Источник: http://babylib.ru