В
наши дни мало кто знает и поет колыбельные песни своим крохам. Да и те,
что звучат не содержат духовного начала, не включают в себя родовые
знания. А ведь колыбельная песня это оберег детской души, звено в
передаче традиционного мироощущения. Удивительно
поэтично описывается природа в народных колыбельных. Даже если
зарисовка бесхитростна («солнце село, скрылось прочь, день угас, настала
ночь»), то уточнение места, где это происходит – «во лазоревом краю» –
создает лирический образ. А лазоревый край – это, между прочим, не что
иное, как райское место, Ирий (Вырий). Зачастую
в сюжеты баюкающих песенок закладывались идеи защиты детской души, в
них зашифровывался обережный смысл. Так, например, в следующих строчках,
на первый взгляд, ведущей темой является ничем не нарушаемый покой и
гармония мира: Тишина в лугах, в лесах, Звезды ходят в небесах, И дудит им во рожок Тихий месяц-пастушок. Он дудит, дудит, играет, Складно песню напевает, Да негромкая она, Только звездам и слышна. Однако,
обратившись к древней славянской традиции, можно отметить: при описании
небесного мира звезды уподоблялись душам, а луна и месяц устойчиво
соотносились с загробным миром. С другой стороны, в более поздние
времена звезды рассматривались как окна в небесном тереме, из которых
ангелы смотрят на землю: «Смотрит ангел, а сам каждое дело земное в
книгу небесную записывает. А людям-то кажется, что это все звезды
сверкают!». Поэтому и
звучит в следующих куплетах тема предпочтительности домашней, семейной
песенки вместо мелодии месяца-пастушка для засыпающего ребенка, которому
рано отправляться в ангельский мир: Только звездам, только ночке В синей сини над селом… А для нашего сыночка Сами песню мы споем. Мы сыночка покачаем Под припевочку свою: В ней начало: «Баю-баю!» А конец: «Баю-баю!».
Иногда
картины природы соединяют в себе панораму и фрагмент, как общее и часть
его, единство большого и малого, далекого и близкого. Например: Ветер горы облетает, баю-бай, Над горами солнце тает, баю-бай». Листья шепчутся устало, баю-бай, Гулко яблоко упало, баю-бай, Подломился стебель мяты, баю-бай, Желтым яблоком примятый, баю-бай. Месяц солнце провожает, баю бай, По цветам один гуляет, баю-бай. Кажется,
что в этом сюжете отдаленные пейзажи обрамляют, окутывая собой,
сиюминутную сценку с падением яблока. Но насколько она мимолетна?
Обратимся к символике образов этой колыбельной. Ветер в представлениях
славян был существом одушевленным и могущественным, домом его считались
недоступные места, например, высокие горы, и в ряде случаев он
связывался с местонахождением душ. По одному из поверий, с ветром летают
души грешников, а сильные продолжительные порывы могут знаменовать
чью-то смерть. В нашей песенке ветер облетает собственную обитель,
следовательно, не несет в себе угрозы жизни. Солнце
олицетворяло собой источник жизни, тепла и света. Лист выступал
символом Древа жизни, а в многозначной символике яблока переклик смыслов
с мятой-травой встречается лишь в ритуалах, связанных с культом
мертвых, точнее, в обрядах поминовения предков, особенно, если речь идет
о желтом яблоке, ибо желтый цвет издревле был у славян знаком смерти, и
даже пасхальные яйца, предназначенные для поминок, окрашивали именно в
него. О месяце уже говорилось, а цветы – символ земной жизни. Соединив
все значения, можем заключить: речь идет о том, что в ночную пору,
когда персонажи небесного и земного мира тают и отдыхают, устав за день,
для защиты души ребенка призываются ушедшие в мир иной предки. Иными
словами, в зарисовке природы также присутствует обережный подтекст. Нередко отдыхающая природа описывается при помощи перечисления уснувших персонажей и мест их ночлега: Вот и люди спят, Вот и звери спят. Белочки на ёлочках, Медвежатки в норочках. Птички спят на веточках, Лисоньки на горочках. Заиньки на травушке, Утки на муравушке. Или: На лужайке спит трава, На деревьях спит листва, Спит осока у реки, Спят сомы и окуньки. А также: Птенчики по гнёздышкам, Деточки по люлечкам. Они спят, они спят, Всему миру спать велят… И
это не простое перечисление зверей, птиц, рыб и растений «в привязке к
конкретной местности». Здесь на самом деле доступным для ребенка образом
сформулирована идея единства всех царств природы, присущая славянской
традиции; мысль о том, что синхронность поведения с их обитателями –
основа гармоничного сосуществования и поддержания цельности мира. С
другой стороны, в колыбельных изображаются позитивно окрашенные картины
будущего дня, в котором пробудившаяся природа добросердечно одарит: Скоро ноченька пройдет, Красно солнышко взойдет. Свежи росушки падут, В поле цветушки взрастут, Сад весенний расцветет, Вольна пташка запоет. Люли, люшеньки, люли, Ты, сыночек, крепко спи. Нетрудно
заметить, что в подобных словах передаются чувства безопасности и
радости жизни. Символика использованных здесь образов включает силы
небесного мира (солнце, роса, пташка) и земного (поле, цветы, сад),
причем они рисуются в исключительно светлых и беспечальных тонах. Вот
на этой оптимистической ноте можно было бы и закончить краткий обзор
колыбельных о природе. Но трудно удержаться от восклицания: насколько же
непростыми могут оказаться совершенно незатейливые песенки, если
присмотреться к ним повнимательнее! Да,
мудрость народная редко заявляет о себе громогласно, но в жизни
присутствует, тем не менее, неизменно и вековечно, и каждый, кто
захочет, может черпать сокровища из ее кладези – горстями… Источник
|