У Славяно-Ариев встреча
новорожденных сопровождается особыми обрядами и обычаями. С рождением
ребёнка прибавляется в семье новая жизнь, которую олицетворяют
зажжённые свечи из белого воска в знак чистоты. Новорожденного мальчика
заворачивают в отцовскую рубаху, а девочку – в материнскую, и
кладут на пороге, означающем грани двух миров, своего и иного.
Домо-владыке- отцу предоставляется право либо поднять его, то есть
признать, либо отвергнуть. В « Книге драгоценных сокровищ»
утверждается, что когда притягивалась душа с качествами витязя и
рождался сын, то отец брал обнажённый меч, клал его перед
новорожденным и говорил: «Не оставлю тебе в наследство никакого
имущества, а будешь иметь то, что приобретёшь себе этим мечом» .
Когда же притягивалась душа с качествами веси, то ребёнка брали на
руки, клали на землю ( если ожидался пахарь) , или на порог ( если
ожидался купец) , или на очаг ( если родилась девица) , затем
поднимали, обносили вокруг избы и целовали. Гости приносили подарки:
зерно, тмин, соль, позднее – деньги, при этом кумовья играли в обрядах важную роль.
До
того, как кто- либо из чужих людей прикасался к новорожденному ( что
запрещается в течение 10 дней после рождения, ибо в это время женщина
считается слабой и неспособной защитить своё дитя) , проводится обряд,
способствующий развитию ума, разума и интеллекта ребёнка, его
Клубьего и Колобьего тел. Отец, взяв на руки ребёнка и встав лицом на
восток, смотря на восходящее солнце, три раза поёт праславление:
«ОМ. Бхур, Бхувах, Свах, Тат Славитур вареньям. Бхарго Дэвасья
дхимахи, дхийо йо нах прачодаят! » – « О, Прародитель, проявляющийся
в мирах Яви, Нави и Прави. Трисветлый даритель, Устранитель
неведения. Мы славим твоё сияние озаряющее наш интеллект! » («ОМ» –
образ Парабрахмана; « Бхур» – Бху- лока, мир Яви; « Бхувах» –
Анта-рикша- Лока, мир Светлой Нави; « Свах» – Сварга- Лока,
божественный мир; « Тат» – То, Запредельность, Параматма; «Славитур» –
Триславный, или Трисветлый – Владыка Вселенной; « вареньям» –
способность познания и почитания; « Бхарго» – Устранитель грехов и
неведения, лучезарное величие; «Дэвасья» – сверкающий, сияющий; «
дхимахи» – мы славим; « дхийо» – буддхи, интеллект, понимание; « йо» –
который, кто; « нах» – наш; « прачодаят» – проливать свет, нести,
побуждать) .
После этого отец безымянным пальцем правой руки с какой-либо золотой
посуды даёт ребёнку попробовать мёд, топлёное сливочное масло,
разваренное зерно – рис или ячмень, и позволяет лизнуть золото,
увеличивая этим жизненную силу ребёнка. При этом он ему шепчет на
правое ухо: «Я даю тебе знание мёда, масла и зерна, рождённое светлым
Славитри. Пусть тебе вложит разум Славитри Бог, пусть вложит разум М
атерь Сва, пусть разум вложат Светлые Боги. Живи здоровым в этом
мире целый век, охраняемый богами» .
« Брахма- пурана» и «Адитья-
пурана» говорят: «При рождении ребёнка боги и предки приходят, чтобы
присутствовать на торжестве в доме дваждырождённого. Поэтому этот день
праздничный и важный. В этот день следует дарить золото, землю,
коров, лошадей, коз, гирлянды, постели и т.п.». Согласно Вьясе, заслуги
от милостыни, даваемой в день рождения сына, вечны («Вира митродая» ,
1, с. 199).
Обряд наречения имени
проводился после окончания срока родильной слабости – поры особой
опасности для ребёнка со стороны злых демонов и колдунов: обычно он
совершался на 10-й или 12-й день после рождения. Согласно учению
звездочтения, этот обряд может быть отложен, если происходит какое-
нибудь необычное природное явление или он неуместен с культурной точки
зрения: «Если происходит переход Солнца из одного созвездия в другое,
или затмение, или совершается обряд поминания усопших предков,
церемония наречения имени не может быть благоприятной» («Вира митродая»
, 1, с.234). Подготавливаясь к обряду, моют и очищают дом, мать
совершает омовение, ребёнка купают. Затем мать укрывает ребёнка чистой
тканью и, смочив его голову водой, передаёт отцу.
После этого проводится обряд
почитания Прародителя, Его пяти стихий и других божеств. По окончании
обряда отец наклоняется к правому уху ребёнка и, касаясь его своим
дыханием, обращается к нему: «О, дитя! Ты, поклоняющийся Роду, родился
в таком- то месяце под таким- то сочетанием светил, поэтому твоё
духовное имя... И твоё мирское имя ...». После этого ребёнок как бы
приветствует всех, и ведун благословляет его, называя по имени и
говоря: «Живи долго, прекрасное дитя!». Торжество заканчивается
угощением свещеннослужителей, собравшихся родственников и друзей.
Даваемое ребёнку имя должно
соответствовать уровню его духовного развития, проявляющемуся в цвете
( варне) его биополя – Ж ар- тела. Если ребёнок обладает качествами
перенесения сознания в своё Дивье тело, то он считается
дваждырождённым ( по плоти и духу) , и ему дают имя, состоящее из
двух корней; если же он не имеет таких качеств, то имя имеет один
корень; а если он обладает низкими, животными качествами, то ему
вместо имени дают прозвище – кличку. Если у ребёнка варна
свещенно-служителя, то его имя должно состоять из слов, означающих
благость, славу или радость; если у него варна воина, то его имя
должно содержать в себе слова, означающие защ иту, оборону или порядок;
у ремесленников ( весей) имя должно означать богатство, созидание или
сохранение; а у слуг ( смердов) – труд и услужение.
Мальчикам предписывается давать имя, состоящ ее из чётного количества
слогов, а девочкам – из нечётного. «Ману» (11, 33) даёт дополнительные
предписания об имени девочки: « Оно должно быть легко произносимым,
нестрашным, имеющим ясный смысл, приятным, благоприятствующим,
оканчивающимся на долгий гласный и содержащим благословение» . Ей не
следует давать имя неуклюжее и обозначающее « созвездие, дерево, реку,
птицу, слугу, страх» (III, 9). «Ману» не советует жениться на девушке,
имя которой образовано от этих предметов.
Судя по письменным источникам, детей у Славяно- Ариев нарекали по
желанию отца или матери. Обязательно принимали участие в обряде волхвы,
но присутствовали и посторонние люди, что отмечено в Лаврентьевской
летописи.
Источник
|